
Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 1 год Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский
* Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрены
* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены
* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены
* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

«Речь – удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).
Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально – волевых качеств личности.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
Нормативно-правовые основы разработки программы.
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации;
– Устав МБДОУ № 72 «Кораблик» г.о Мытищи.
Направленность и практическая значимость программы:
Направленность: социально-педагогическая.
Данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально – личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи реализации программы
Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет, имеющих различные нарушения в развитии речи на родном языке.
Задачи обучения:
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
Образовательные задачи:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций.
Принципы и национально-региональный компонент.
Принципы: – от простого к сложному;
– доступность содержания программы;
– системность и последовательность материала;
– наглядность;
– двигательная активность;
– учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Национально-региональный компонент:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
Компонент ДОУ
Занятия насыщены игровыми ситуациями, содержат много потешек, чистоговорок, скороговорок, народных песенок, закличек; с использованием простейших музыкальных инструментов (ложки, бубны, маракасы, шумелки, свистульки и др).В качестве обязательной части предусмотрена работа с зеркалами (артикуляционная гимнастика). На занятиях используются: индивидуальная и подгрупповая работа, работа парами, фронтальная работа. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество и ограничить нагрузку детей. Обязательны физкультурные минутки, а также рефлексия в конце каждого занятия.
Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 5-6 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми (до 14 человек) в музыкальном зале детского сада во второй половине дня.
Длительность занятий: 25 мин. Периодичность проведения 2 раза в неделю.
Предполагаемые результаты по реализации программы:
– формирование навыков позитивной коммуникации, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование самоконтроля, воображения и ассоциативно-образного мышления;
– укрепление двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики;
– развитие словарного запаса, грамматических компетенций;
– формирование навыков умения ориентироваться в пространстве, в том числе с использованием схем, моторной координации.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы обусловлена все более возрастающими потребностями в коррекции речи детей, по запросу их родителей. Т.к ежегодно все более увеличивается количество детей, имеющих нарушения звукопроизношения и речи в целом.
Ожидаемые результаты.
В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.
В результате обучения ожидается: повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:
- зрительного восприятия, внимания и памяти;
- слухового внимания и памяти;
- статической координации движений;
- произвольной регуляции мышечного тонуса;
- ориентировки в схеме собственного тела;
- ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
- восприятия пространственных признаков предметов;
- динамической координации движений рук;
- артикуляционной моторики;
- мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
- слогоритмической структуры слов;
- поставленных звуков;
- функций фонематического слуха;
- понимания предметного, глагольного словаря.
Направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
- развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
- развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
- развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Е. А. Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
- Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
- Е.Железнова (музыкальное сопровождение на СD): Веселая логоритмика, Пальчиковые песни-игры, Веселые уроки.
- Нищева Н.В «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» – Детство-Пресс, 2018 г.
К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.
