Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности “Логоритмика” для детей 5-6 лет

Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 1 год Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский

* Рабочие программы предметов и курсов  не предусмотрены

* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены

* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены

* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

 «Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

         Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

         Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально – волевых качеств личности.

С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».

Нормативно-правовые основы разработки программы.

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– «Санитарно-эпидемиологические требования к  организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации;

– Устав МБДОУ № 72 «Кораблик» г.о Мытищи.

Направленность и практическая значимость программы:

Направленность: социально-педагогическая.

 Данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование  необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально – личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.

Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом  возрастных и  психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель и задачи реализации программы

Цель программы:  стимулирование речевых и познавательных процессов      развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет, имеющих различные нарушения в развитии речи на родном языке.

         Задачи обучения:

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.

 

Образовательные задачи:

  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.

 

Оздоровительные задачи:

  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

Принципы и национально-региональный компонент.

Принципы: – от простого к сложному;

доступность содержания программы;

системность и последовательность материала;

наглядность;

двигательная активность;

учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Национально-региональный компонент:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  •  проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  •  обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

     Компонент  ДОУ

Занятия насыщены игровыми ситуациями, содержат много потешек, чистоговорок, скороговорок, народных песенок, закличек; с использованием простейших  музыкальных инструментов (ложки, бубны, маракасы, шумелки, свистульки и др).В качестве обязательной части предусмотрена работа с зеркалами (артикуляционная гимнастика). На занятиях используются: индивидуальная и подгрупповая работа, работа парами, фронтальная работа. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество и ограничить нагрузку детей. Обязательны физкультурные минутки, а также рефлексия в конце каждого занятия.

Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 5-6 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми (до 14 человек) в музыкальном зале детского сада во второй половине дня.

Длительность занятий: 25 мин. Периодичность проведения 2 раза в неделю.

Предполагаемые результаты по реализации программы:

– формирование навыков позитивной коммуникации, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование самоконтроля, воображения и ассоциативно-образного мышления;

– укрепление двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики;

– развитие словарного запаса, грамматических компетенций;

– формирование  навыков умения ориентироваться в пространстве, в том числе с использованием  схем, моторной координации.

Актуальность программы:

Актуальность данной программы обусловлена все более возрастающими потребностями в коррекции речи детей, по запросу их родителей. Т.к ежегодно все более увеличивается количество детей, имеющих нарушения звукопроизношения и речи в целом.

 Ожидаемые результаты.

В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.

В результате обучения ожидается: повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:

  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
    • слухового внимания и памяти;
    • статической координации движений;
    • произвольной регуляции мышечного тонуса;
    • ориентировки в схеме собственного тела;
    • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
    • восприятия пространственных признаков предметов;
    • динамической координации движений рук;
    • артикуляционной моторики;
    • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
    • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
    • слогоритмической структуры слов;
    • поставленных звуков;
    • функций фонематического слуха;
    • понимания предметного, глагольного словаря.

Направления работы:

  1. развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  2. формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
  3. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
  4. развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  5. развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
  6. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
  7. развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Е. А. Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  3. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
  4. Е.Железнова (музыкальное сопровождение на СD): Веселая логоритмика, Пальчиковые песни-игры, Веселые уроки.
  5. Нищева Н.В «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» – Детство-Пресс, 2018 г.

К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.

WordPress theme: Kippis 1.15