
Музейная педагогика в Детском саду.
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.
Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
Это ставит перед образованием новые задачи:
– Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, – Гармонизация развития творческой личности, – Формирование национальной идеологии,
– Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
– Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко- краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике:
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
- · Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- · Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- · Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- · Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- · Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
- · Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
- ·.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- · Формирование у дошкольников представления о музее.
- · Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. · Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. · Развитие речи и расширения словарного запаса.
- · Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
- · Воспитание культуры поведения.
Направления деятельности музея:
– Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково- собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
·- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
· Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
· Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно- художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.
– Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно- образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.
К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования: ·
- Экскурсию можно строить последовательно по отдельным под темам и вопросам темы;
- · Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
- · Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:
- · Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
- · Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
- · Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства) производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
- · Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- · Доступность.
- · Наглядность.
- · Содержательность (материал должен иметь образовательно- воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
- · Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- · Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
- · Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Для организации работы педагоги используют такие формы организации работы с детьми:
I.Ежедневные
- · коллекционирование вместе с детьми;
- · создание мини-музеев;
- · работа клуба «Друзья музея».
II. Еженедельные:
- Игры музейного содержания по формированию художественной культуры. · игры-развлечения: «Я веселая Матрешка», «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «разноцветная хохлома», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука» и т.д.
- · Игры путешествия: «Едем в цирк», «Путешествие в мастерскую игрушек», «Откуда родом бабушкин сундук».
- · Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
- · Игры – эстетические упражнения:
- · «Закрась поднос», «Закончи узор»; o Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.).
Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)
III. Периодические.
Проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея)
Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.
В процессе создания музейного комплекса всю работу разделили на этапы.
- Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения.
- Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Взаимосвязь с другими видами деятельности
Развитие речи-словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой.
Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.
Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмические упражнения.
Исскуство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством.
Познание окружающего мира– знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых предметов, с общественной жизнью, с окружающем миром.
Здоровье– дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.
Физическое развитие– расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду созданы музей «Русская матрешка», мини-музеи «Наша Дымка», «Веселая хохлома», «Жестово- жемчужина подмосковья», «Гжельские узоры», «Мой родной мытищинский край» «Золотая рыбка»- группа №9, картинная галерея, литературная комната. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Список литературы.
1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.:
Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
4.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н.
6. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс,2004.
