Консультации Хорошиловой Ольги Вячеславовны

Музейная педагогика в Детском саду.

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Это ставит перед образованием новые задачи:

– Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, – Гармонизация развития творческой личности, – Формирование национальной идеологии,

– Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

– Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко- краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике:

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • · Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • · Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • · Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • · Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • · Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • · Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
  • ·.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • · Формирование у дошкольников представления о музее.
  • · Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. · Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. · Развитие речи и расширения словарного запаса.
  • · Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
  • · Воспитание культуры поведения.

Направления деятельности музея:

– Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково- собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

·- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:

· Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

· Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно- художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

– Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно- образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.

К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования: ·

  • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным под темам и вопросам темы;
  • · Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
  • · Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:

  • · Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
  • · Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
  • · Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства) производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
  • · Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • · Доступность.
  • · Наглядность.
  • · Содержательность (материал должен иметь образовательно- воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
  • · Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  • · Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
  • · Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Для организации работы педагоги используют такие формы организации работы с детьми:

I.Ежедневные

  • · коллекционирование вместе с детьми;
  • · создание мини-музеев;
  • · работа клуба «Друзья музея».

II. Еженедельные:

  •  Игры музейного содержания по формированию художественной культуры. · игры-развлечения: «Я веселая Матрешка», «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «разноцветная хохлома», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука» и т.д.
  • · Игры путешествия: «Едем в цирк», «Путешествие в мастерскую игрушек», «Откуда родом бабушкин сундук».
  • · Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
  • · Игры – эстетические упражнения:
  • · «Закрась поднос», «Закончи узор»; o Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.).

Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)

III. Периодические.

Проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея)

Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

В процессе создания музейного комплекса всю работу разделили на этапы.

  1. Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения.
  2. Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Взаимосвязь с другими видами деятельности

Развитие речи-словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой.

Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.

Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмические упражнения.

Исскуство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством.

Познание окружающего мира– знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых предметов, с общественной жизнью, с окружающем миром.

Здоровье– дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.

Физическое развитие– расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду созданы музей «Русская матрешка», мини-музеи «Наша Дымка», «Веселая хохлома», «Жестово- жемчужина подмосковья», «Гжельские узоры», «Мой родной мытищинский край» «Золотая рыбка»- группа №9, картинная галерея, литературная комната. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Список литературы.

1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.:

Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

4.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н.

6. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс,2004.

WordPress theme: Kippis 1.15