Проект « Мой родной город –Мытищи»

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Срок реализации: 2 недели.
Проблема:
Недостаточный уровень знаний детей о родном городе.

Дети знают название города, домашний адрес, c увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с ними я убедилась в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике. Родители не рассказывают детям об истории города, не знакомят с его достопримечательностями.
Актуальность: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно- патриотического воспитания.

Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.  Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому служит первым шагом патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» – сложное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, – все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей  Родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой придется стать ребенку. 

Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному городу.

Задачи:

1.Расширять представления детей о достопримечательностях родного города, о названиях улиц и его исторических памятниках;

2.Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб;

3.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

4.Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;

5.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Формы и методы реализации проекта:

Тематические занятия, беседы, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Содержание проекта:
– провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
– организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.
– привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: фотовыставки «Достопримечательности нашего города».

Ожидаемый результат:

Закрепить знания о достопримечательностях города, уметь называть и кратко описывать историю возникновения.

Иметь навыки дисциплины, культуры поведения в общественных местах города.

Реализация проекта:

1 этап: Подготовительный 
– подобрать иллюстрации, картины по темам занятий;
– подобрать детскую литературу по тематике проекта;
– подобрать образцы русских народных промыслов;
– подготовить материал для изобразительной деятельности.
2 этап : Практический

1.Организованная деятельность.
НОД по приобщению к социокультурным ценностям (познавательное развитие)  «История нашей малой Родины»
Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу.

НОД по ознакомлению с окружающим миром природы «Национальный парк «Лосиный остров».

2.Тематические беседы.

Тема 1. «Достопримечательности города»
Цель: Расширять и закреплять представления детей о достопримеча-тельностях города Мытищи.

Тема 2. Памятник «Подвигу летчиков Мытищинского аэроклуба».
Цель: Знакомство с историей возникновения памятника.
Тема 3. Памятник Екатерине II. Памятник Мытищинскому водопроводу». Цель: Познакомить детей с историей возникновения водопровода.

Тема 4.Деревня Жостово. Фабрика декоративной росписи.
 Цель: Познакомить детей с историей Жостовского промысла, с элементами росписи.

2. Продуктивная деятельность детей:

Тема 1. «Достопримечательности города» – раскраска картинок, передача точного цвета, выделение архитектурной особенности.

Тема 2. «Самолет» – рисование карандашами, выделение характерных особенностей и запоминающихся черт.

3. Игровая деятельность детей
Дидактические игры:
«Где находится памятник?», «Путешествие по городу», «Узнай наш флаг (герб)»;
Сюжетно-ролевые игры: «Построим улицу города», «Наши театры», «Строительство нового дома», «Экскурсия по городу».
Самостоятельная деятельность: рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?».

4.Развивающая среда: стенды, ширмы, фотографии, картины о Мытищах на стенах группы и раздевалке.

5. Участие родителей в реализации проекта:
Консультация «Знакомим детей с родным городом».
Сбор материала для фото-выставки «Достопримечательности нашего города»;

сбор раскрасок на тему: «Мои Мытищи».

3 этап : Подведение итогов

Решаемая проблема вызвала интерес не только у детей, но и их родителей, воспитателей и других сотрудников учреждения. У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту. Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного города.

Литература:

1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999,-112с.

2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. -156с.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. –  М: Мозаика-синтез 2010.

          4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. М: Мозаика – синтез, 2010.

Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе на тему «Моя малая Родина ». 

Цели: Познакомить детей с историей названия города Мытищи, его гербом и гимном – основными символами города, дать представление о том, что Мытищи является частью Московской области;

Закрепить знания детей об основных достопримечательностях города: Дворец Культуры, Парк отдыха, Ледовый Дворец, Городской Детский кукольный театр и др.;

Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, бережное отношение к природе и памятным местам города;

Обогащать словарный запас у дошкольников по данной теме;

Оборудование: картинки достопримечательностей города Мытищи, герб Мытищ, картина художника Николая Рериха «Волокут волоком», картина художника С.С.Королева «Древний волок».

Ход НОД:

В.:  Город мой опоясан цветами

      Храмы, речка. Над нею – мосты.

      Символ вечной любви – рядом с нами.

      Здесь сбываются наши мечты.

      Красота у ДК – поражает!

      И величие дышит во всем!

      Пусть Мытищи всегда побеждают!

      Хорошеют пускай с каждым днем!

Сегодня я расскажу вам о нашем любимом городе, о его истории. Мы познакомимся с символами нашего города. У любого города, как и у страны тоже есть свои символы. Какие символы страны вы знаете?

(Герб, флаг, гимн)

Вот и у нашего города есть свой герб, флаг и гимн. Сегодня я познакомлю вас с гербом и мы вместе с удовольствием споем гимн нашего города. Чтобы понять греб нашего города, надо заглянуть в историю Мытищ. Приглашаю вас на прогулку по Мытищам.

Есть город в Подмосковье, уютный, небольшой

Расположился рядом с красавицей Москвой

Здесь проходил когда-то торговый, шумный путь

Под липами могли вы присесть и отдохнуть.

Город Мытищи – наша малая родина. Наш родной город.

В.: На этой фотографии 1 вы видите. (Башня с часами) Эта башня находится над зданием Администрации города Мытищи. Там работают люди, которые решают проблемы нашего города, заботятся о людях. Там работает и глава нашего города.

Картинка 2

 В.: Что это? (Ледовый дворец! Я туда хожу на хоккей!А я хожу на фигурное катание!А мы с мамой и папой катаемся там на коньках!)

В.: Да, это любимое место мытищинцев. Там мы занимаемся спортом, и смотрим соревнования по хоккею и фигурному катанию.

Картинка 3

(Это наша парк! Мы там гуляем! Там фонтаны! )

 Мытищинский парк культуры и отдыха – любимое место отдыха горожан, особенно детей.

Картинка 4

(Это наш храм!)

Да это наш храм Рождества Христова, который находится в центре города

Картинка 5 Кукольный театр «Огниво» и театр «ФЭСТ»

В.: Да, ребята это наши любимые театры.

Картинка 6

В.: Перед вами… (Дворец Культуры! Я туда хожу на танцы. Я на рисование. Я в хор! Я там занимаюсь карате!)

– Во Дворце культуры не только разные кружки и студии, там часто проходят концерты, вечера встреч и, конечно, же любимая Новогодняя Елка. Были там на елке?(Да!)

Картинка 7

В.:Рядом с Дворцом Культуры находится памятник и вечный огонь. В честь кого горит вечный огонь у памятника (Это тем, кто воевал на войне с фашистами)

В.:Да, это дань уважения землякам-мытищинцам, защитившим нашу Родину. Мы чтим их память. Помните, как каждый год в мае, мы приносим цветы к памятнику в знак уважения к тем, кто дал нам свободу

В.:Вот такой он красивый, спортивный, творческий и современный наш любимый город Мытищи.

Откуда же взялось название города – такое нестандартное, но родное нам слово – Мытищи

Заглянем в его историю!

Картинка 8

В.:Давным-давно на месте нашего города находилось небольшое поселение на берегу реки Яузы. По Яузе плыли купеческие караваны из Москвы. Кто такие купцы?(Это те, кто покупал и продавал)

В.:Купцы покупали товары в разных городах и везли их в Москву. В Москве народу много жило. И всем что-то нужно. Кому наряды, кому утварь кухонную, а кому и саблю молодецкую. Узнают купцы, кому что нужно, снарядят корабли и по реке Яузе отправлялись в путь.

А на кораблях они отправлялись, потому что так было дешевле, поставят парус и несет кораблик по волнам, да безопаснее, разбойников в лесах  много было.

Плыть-то они плывут, да вот беда, по Яузе куда надо не доплывешь. А надо им было в богатые волжские города, что располагались на реке Волге. Яуза в Волгу не впадает. А вот речка Клязьма впадает в реку Оку, а затем в Волгу.

Думали-думали купцы и придумали вот какую штуку.

Картинка 9

Нашли купцы место, где между Яузой и Клязьмой самое маленькое расстояние.Как раз напротив небольшого села. Вырубили в лесу трассу и решили отправить корабли по земле. Ребята, но ведь корабль водный транспорт, разве можно его по земле везти

(Нет, нельзя)

В.:Действительно, корабль по земле не поедет. И тогда потащили корабли по
круглым  бревнам .Это называется волоком. Повторите это слово (Волоком)

Затем спускали на воду.

Картинка 10

Трудная и тяжелая это была работа- тащить корабли по земле. Посмотрите на картину нашего художника Николая Рериха “Волокут волоком”. Мы видим, как тяжело мужчинам тащить корабли, а вдали уже покачиваются спущенные на воду корабли, и труженики, притащившие этот корабль отдыхают. А что можно было сделать, чтобы корабль стал более легким? Конечно, его можно разгрузить!

Картина 11

Посмотрите на картину нашего мытищинского художника С.С. Королева. На переднем плане мы видим, как мужички разгружают корабль, вынося тюки и мешки, а на заднем плане, чуть правее можно увидеть, как, уже освободившийся корабль стаскивают в воду. Тюки погрузят на лошадей, а корабль люди тащат сами. На чем будет передвигаться корабль? (На бревнах)

Как это называется, тащить на бревнах? (Волоком)

За такой тяжелый труд платили деньги, которые назывались мыт. Повторите это слово (Мыт)

Принимал деньги – мытарь. Расплачивался с купцами, нанимал мужичков для работы. Мытарь сидел в мытной избе.

Мыт да мыт, да мытная изба на берегу, так и стало сельцо называть как? (Мытищи!)

Картина 12

Перед вами – мытная изба. Она не сохранилась до наших времен. В том месте, где она предположительно была, установлена ладья. Узнаете это место.

(Да, это около ДК)

Картина 13

-Росло да богатело село Мытищи. И хоть стала Яуза мельче, и не ходили больше по ней купеческие караваны, а обнаружилось в Мытищах еще одно богатство. Была в Мытищах чистая, вкусная вода. А брали ее из ключей. Что такое ключи?

(Когда вода из земли бьет)

В.:Да, это родник чистой воды, бьющий из-под земли. А надо вам сказать, что вода в Москве была неважная. И вот тут выручили мытищинцы матушку-Москву.

Картина 14

Стали возить воду из Мытищ в Москву. Как называются те, кто возит воду?

(Водовоз)

В.:Днем и ночью в любую непогоду отправлялись водовозы с таким важным грузом.

Привезет водовоз в Москву и развозит ее по домам. Очень ту воду берегли, только для питья ее использовали. А если кто отправлялся в путь, то обязательно останавливался в Мытищах, чтобы попить под липами вкусного, душистого чаю.

Картина 15

Екатерина II попробовав как-то раз Мытищинской водички, повелела построить водопровод, чтобы москвичи могли пить вкусную воду вволю. Здесь вы видите саму императрицу, а в ее память установлен вот этот бюст у Мытищинского водопровода

Картина 16

В.:По ее приказу был построен водопровод, по которому вода шла самотеком. Задумайтесь, что значит самотеком? (Сама течет)

Правильно, Мытищи находились выше Моксвы, и достаточно было просто проложить трубы, чтобы вода потекла сама. Весь водопровод не сохранился. Но сохранилась лишь ее часть- Ростокинский акведук. На картине вверху вы можете видеть как выглядел Ростокинский акведук раньше и как он выглядел сейчас.

Картинка 17        

В память Мытищинского водопровода у нас в городе установлен памятник Мытищинскому водопроводу

Картинка 18

В.:Вот и мы подошли к главной цели нашего занятия. Перед вами герб нашего города

В.: Наверху герба изображен Георгий Победоносец. Это святой покровитель Московских земель. Мытищи – это Подмосковье, Московские земли. Значит Георгий Победоносец охраняет и нас жителей Мытищ.Ладья, перетаскиваемая волоком, напоминает о славном прошлом города Мытищи

Теперь, когда вы увидите этот герб, вы будет знать, что это не только символ, это история нашего города. История о том, как тащили корабли волоком по бревнам из Яузы в Клязьму, как делились мытищинцы чистой водой с москвичами, потому что были мытищинцы не только сильными, но и добрыми людьми. Будьте и вы достойны своей Родины.

А сейчас я хочу, чтобы вы услышали гимн города Мытищ, который написал наш земляк-мытищинец Александр Косенков.(Звучит гимн Мытищ)

В.:Сегодня мы узнали о истории нашего города. Какими словами мы бы его охарактеризовали? Какой он наш город?

(Сильный, добрый, красивый, щедрый).

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром природы «Национальный парк «Лосиный остров»

Цель: совершенствовать знания детей о родном крае: его природе, животном и растительном мире.
Задачи: углубить и закрепить знания детей о национальном парке «Лосиный остров»; воспитывать бережное отношение к миру природы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций природы Московской области, беседы о животных и птицах Московской области; подбор фотографий о городе, национальном парке «Лосиной остров».

Ход  НОД:

Организационный момент(звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей, жужжание насекомых).

В.:Ребята! Мы сегодня с вами продолжим  путешествовать по нашему родному краю.А как называется наш край?

Дети.  Наш родной город называется Мытищи.

В.:Правильно, ребята, но наш город это маленькая часть нашей большой и красивой Московской области. Посмотрите, какая она большая (показывает карту).

 Как вы думаете, что обозначено на ней зеленым, а что синим  цветом?(Зеленым цветом обозначены леса, а синим – реки и озёра).

В.: Леса и реки – это большой природный мир. А кто живет в этом мире? (В лесах и водоёмах живут животные, птицы, насекомые.)

В.: А какие животные живут в лесах нашего края?(В наших лесах живут лисы, зайцы, волки, белки, ежи).

В.: А всегда ли хорошо живется в лесу его обитателям?(ответы детей)

В.:Думаю, что не всегда потому, что на животных охотятся, разоряют гнезда птиц, вырубают деревья.

В.: А кто же приходит на помощь природе?(ответы детей)

В.: Верно, дети, люди пришли на помощь природе. А как они это сделали? (Ответы детей)

В.: Правильно, люди не стали охотиться на животных, сделали заповедники, заказники и национальные парки.

Заповедник – это участок земли, на котором постоянно охраняется природа, это острова спасения для животных, птиц, растений. Там обитают редкие животные, птицы и растения. Поэтому на территории заповедника запрещено охотиться, ловить рыбу, строить дома, нельзя и просто так, без причины, без дела, ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей, нельзя жечь костры, рубить деревья.

Национальный парк отличается от заповедника тем, что в него разрешен доступ посетителей.

2. Основная часть.Показ  картинок «Лосиный остров».

В.: Ребята, рядом с нами находится  – национальный парк с очень интересным названием.  Попробуем расшифровать название нашего парка.

В.: Ребята, как вы думаете, а почему  у него такое название  «Лосиный остров» (Ответы детей).

В.: Потому, что в нём живет лесной житель лось.

Прошу вас рассаживайтесь на ковре и отправляемся в

Лес мой рядом, путь не длинный,
И покой, и тишина.
Это остров мой Лосиный,
Заповедная страна.

Картиннка 1. В давние времена леса на северо-востоке от Москвы были излюбленным местом для царской погонной и соколиной охоты. И в то время, когда в других подмосковных лесах не осталось почти никакого зверья, в этих местах по-прежнему водились лоси. Этот факт частично объясняет чудное название «Лосиный Остров». Почему – остров? Просто в старину так назывались леса, расположенные между деревнями и полями, к тому же, Лосиный Остров был окружен глубоким рвом, наполненным водой.

Картинка 2. Национальный парк «Лосиный Остров» — самый крупный лесопарк Москвы.Растут в парке ели, липы, дуба, клена, сосны. Здесь обитает около 200 видов птиц, 50 видов животных и 1000 видов растений.

Здесь сохранились вековые деревья. Попадая сюда, вы окунаетесь в самую настоящую русскую лесную сказку!

Картинка 3. Сегодня он разделен на три зоны:

 Заповедная, где природа сохраняется в нетронутом виде. Она является местом обитания редких диких животных и птиц, поэтому не только закрыта для посещения, но и охраняется;

Картинка 4. Учебно-экскурсионная, через которую проложено несколько экологических и туристических маршрутов, пройти которые можно в сопровождении экскурсовода.

Картинка 5. Рекреационная, служащая местом массового отдыха.

Картинка 6. В самом центре Лосиного Острова недалеко от Мытищ лежит болото, именно отсюда берет свои истоки река Яуза, пойма которой часто оказывается затопленной. Кроме Яузы через заповедник протекает множество речушек и ручейков, образуя целую водную сеть. Когда-то здесь были проложены каналы общей протяженностью более 100 км. Сейчас многие из них находятся в заброшенном состоянии.

Картинка 7.Как и в старину, здесь обитают лоси. В парке есть лосиная биостанция, где можно познакомиться с лосями и лосятами.

Картинка 8.В послевоенные годы в парк были завезены пятнистые олени, расплодились кабаны. Это край небольших рек и озер. В них обитают ондатры и бобры. Они перегораживают малые лесные речки, строят для жилья хатки. Грызет бобр под водой так же хорошо и быстро, как и на суше. Они смелые, ловкие.

Картинка 9.Живут в заповеднике и пушные зверьки – норка, горностай, куница, черный хорек.

Картинка 10. В лесопарке живет  много птиц. Среди них ястребы, орлы, беркуты. Охотятся сапсаны. По ночам над лесом кружатся летучие мыши, и вечные их враги – совы.

Предлагаю вам немного отдохнуть и пройтись по лесу.
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес  Широко развести руки в стороны  
Полный сказок и чудес!  Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою. Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево  
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?Какая птица?  Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.  
Все открой, не утаи.  Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем  
Ты же видишь – Мы свои  Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.  
В.: Наше путешествие продолжается. А что там за знаки виднеются вдали? Давайте подойдем и посмотрим.

Картинка 11. На знаках изображены: сломанное дерево, рука с магнитофоном, рука, протянутая к гнезду птицы, ребенок, несущий охапку цветов и т. д..

В.: Попробуйте объяснить, что обозначают эти знаки на картинке

Дети: Нельзя рвать охапками цветы.Нельзя ломать деревья.Нельзя в лесу шуметь.Нельзя разорять птичьи гнезда.Нельзя ломать ветки.Нельзя мусорить. Нельзя разводить костёр.

В.: Согласны ли вы с тем, что здесь изображено? (ответы детей)

В.: Я думаю, ребята, что никто из вас не будет разрушать природу,  а только помогать ей.

Подведение итогов.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему:

  «Самолет ПО-2».

Цель: вызвать интерес детей к изображению самолета.

Задачи: учить передавать специфические особенности формы строение самолета; развивать творческие способности детей, мелкую моторику кистей руки; воспитывать интерес к истории родного города.

Предварительная работа: беседа о памятнике легендарному самолету времен Великой Отечественной войны ПО-2, установленном в Мытищах, рассматривание иллюстраций.

Материал: альбомные листы, цветные карандаши.

Ход НОД:

В.: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, что мы будем сегодня рисовать

Не пчела, а гудит,
Не птица, а летит,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет. (самолет)

В.:Как называется самолёт, который перевозит людей? (пассажирский)

В.:Как называется самолёт, который перевозит солдат? (военный)

В.:Каким еще транспортом могут передвигаться люди?

В.:А какое главное преимущество самолета перед другими видами

транспорта?

Военная авиация имела огромное значение в годы ВОВ. Одним из таких примеров может служить самолет ПО-2

В городе Мытищи есть памятник легендарному самолету времен Великой Отечественной войны ПО-2. Памятник посвящен подвигу летчиков Мытищинского аэроклуба. 
Учебно-тренировочный самолет “ПО-2” был любим всеми авиаторами за простоту. В течение многих лет самолет “ПО-2” был единственным для первоначального обучения в летных школах и аэроклубах. 
В 30-40-х годах прошлого столетия на месте памятника ПО-2 располагался аэродром.

За годы Великой Отечественной войны мытищинский аэроклуб воспитал 16 Героев Советского Союза, среди них прославленная летчица – командир женского полка ночных бомбардировщиков Н. Попова.

Гитлеровцы презрительно называли его “кофейной мельницей” и “Руссфанер”, “ночной ведьмой”. Но за уничтожение такого самолета они вынуждены были назначить “железный крест” и 5 тысяч марок тому, кто его собьет.

В начале Великой Отечественной войны на базе этих самолетов были созданы женские полки ночных бомбардировщиков, которые своими действиями внесли достойный вклад в нашу Победу. 

В.: Давайте рассмотрим части самолета:  корпус самолета, хвост, крылья. Кто находится в кабине? (пилот)Какая его задача? (управлять самолётом).

Прежде чем приступить к рисованию, давайте поиграем

Физминутка «Самолёт».

Мы садимся в самолёт, (дети приседают)
Отправляемся в полёт! (заводят самолёт, встают, говорят: «жу – жу»)
Мы летим над облаками. ( руки в стороны)
Машем папе, машем маме (по очереди обеими руками)
Видим, как течет река (показываем руками волны)
Видим в лодке рыбака (забрасывают удочку)
Осторожнее: гора! (наклоняются влево, вправо, говорят: «жу – жу»)
Приземлятся нам пора (приседают).

Выставляется схема рисования. Дети приступают к работе.Обращается внимание детей на то, какого цвета самолет.

В конце все рисунки повесить на доску. Обратить внимание детей как много  самолётов они нарисовали, как они красиво летят в небе.

В.: Дети, что вы рисовали? Чем вы рисовали самолет?

Консультация для родителей «Знакомим детей с родным городом».  

Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственно – патриотического воспитания программы “От рождения до школы” проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине.
И главными помощниками ДОУ в этом благородном деле являются прежде всего родители.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом… Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое “я”. Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно темным, витрины магазинов – особенно нарядными… Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.
Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад.    Внимание   ребенка   постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, – школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу, почему район, в котором он живет, носит то или иное название и т.п. Его знакомят с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города.
Какой объем сведений о родном городе способен усвоить старший дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию?
С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее:
–    у каждого человека есть родной дом и город или село, где он родился и живет. Каждый человек любит родной город и гордится им;
–    старший дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах;
–    знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники;
–    знать о столице нашей Родины Москве: это главный город России, в центре Москвы – Кремль, Красная площадь, мавзолей, в Кремле работает российское правительство. Москва – самый большой город нашего государства, в котором живут и гостят не только русские, но и люди различных национальностей, приехавшие из других стран. Москва промышленный город, где заводы и фабрики выпускают огромное количество различной продукции. Столица (как и все города нашей страны) славится тружениками, учеными, инициативными начинаниями, которые подхватываются в различных уголках Родины.
Родной город… В каком бы городе вы не жили – это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма – значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.
С какими объектами полезно знакомить старшего дошкольника? Вот с чем, например, знакомить детей мытищинцев?
Великолепная панорама города, театры, музеи, памятники, аллеи и многое другое.  И маленького жителя, и юного гостя нашего города можно познакомить с множеством замечательных мест, которые характеризуют образ жизни мытищинцев, их трудовую, культурную жизнь. Что выбрать для знакомства ребенка с городом Мытищи? – Это зависит от того, в каком районе живет семья (ведь везде есть свои достопримечательности) и, главное, от той цели, которую преследуют родители, знакомя ребенком с тем или иным объектом.
Немало интересного увидит и узнает ребенок, побывав и в центре города, и в новых – все это живые страницы истории города.

 Так, например, старшему дошкольнику можно рассказать, что жители нашего города  постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения, уже который год участвуют в конкурсе на самый благоустроенный город Подмосковья. Значит, и он, маленький мытищинец, должен быть причастным к делам взрослых – бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирования у ребенка чувства гордости за родной город.
Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения – подвига мытищинцев в дни Великой Отечественной войны. В боях  воины-защитники проявили храбрость и героизм. Многие из них погибли. В их честь возведены памятники, названы их именами улицы нашего города. Этим народ увековечил славу известных и неизвестных героев, отдавших свою жизнь за Родину, за нас с вами.
Для знакомства с городом широко используются экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте. Напомнить мальчикам, что они, как и все мужчины, должны снимать головной убор возле памятника. Важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.
Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом,  в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр слайдов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение.
Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.
И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

WordPress theme: Kippis 1.15