
Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 4 года Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский
* Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрены
* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены
* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены
* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

Пояснительная записка
Обновление содержания дошкольной ступени образования в контексте ФГОС предусматривает не только вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса, но и единую концепцию построения образовательного процесса. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задач, моделировать будущий процесс.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать и обосновывать причинно-следственные связи. Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у дошкольника сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Одним из средств познавательного развития детей являются развивающие игры. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развития словесно-логического мышления дошкольников.
Кроме этого, развивающие игры способствуют хорошему развитию пространственного воображения, логики, сообразительности, конструкторских, математических и прочих приемов и способностей мышления.
При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.
Настоящая программа представляет систему творческих заданий с использованием современных развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, блоков Дьенеша, цветных палочек Х. Кюизенера, лабиринтов, головоломок и т.д., направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений позволит активизировать познавательную деятельность воспитанников.
Нормативно-правовые основы разработки программы:
При разработке данной программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»)
Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО»
Локальные акты:
Устав МБДОУ № 72 «Кораблик»
Программа развития МБДОУ № 72 «Кораблик»
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 72 «Кораблик»
Новизна программы- развивающее обучение, построение работы в соответствии конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий. Образовательная деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 4-7 лет, рассчитан как на детей с низким уровнем развития, так и одарённых, при этом темпы освоения программы будут разными. Мониторинг развития познавательных процессов осуществляется 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Цели и задачи
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей дошкольников через создание обогащенной предметно-пространственной среды в ДОУ и использование логико-математических игр.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.
Развивающие:
2. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Воспитательные:
3. Воспитывать объективное отношение к себе, умение работать в группе, положительную мотивацию к обучению в школе.
Компонент ДОУ (локальный компонент).
Является приоритетным направлением работы МБДОУ № 72 в соответствии с задачами ДОУ.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы:
• Основная образовательная программа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, рекомендованной Министерством образования РФ.
Она построена с опорой на основные цели примерной общеобразовательной Программы для дошкольных учреждений, которыми являются:
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции;
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к воспитанникам;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
Группа формируется из одновозрастных воспитанников.
Продолжительность занятия:
в средней группе-20 минут,
в старшей группе-25 минут,
в подготовительной к школе группе-30 минут.
Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня.
Примерная структура занятий:
Средний дошкольный возраст:
- Пальчиковая гимнастика
- Веселый счет. Игры-загадки.
- Интеллектуальные игры.
Старший дошкольный возраст:
- Пальчиковая гимнастика
- Игры тренинги. Логические концовки, задачи.
- Интеллектуальные игры.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет дошкольника и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Ожидаемые результаты
Средний возраст (4-5 лет).
К концу учебного года дети будут знать и уметь:
- Знать цифры от 1 до 5, знать количественный и порядковый счет до 5.
- Сравнивать три свойства фигур (форма, размер, цвет)
- Классифицировать предметы по одному, двум признакам
- Различать геометрические фигуры по характерным признакам.
- Сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке: по длине, ширине, высоте, понимать соотношения между ними на основе приложения друг к другу
- Понимать части суток
- Знать символы. Конструировать по схеме, по замыслу.
- Составлять простейшие фигуры по словесному алгоритму: последовательно выполнять действия, придерживаясь заданного алгоритма.
- Самостоятельно придумывать и складывать силуэты из частей, соотносить реальные изображения со схематичными.
Старший возраст (5-6 лет).
К концу учебного года дети будут уметь:
- Считать и отсчитывать в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
- Сравнивать до 10 предметов различной величины, их ряд в порядке возрастания или убывания. Уметь пользоваться условной меркой.
- Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.
- Выявлять сходства и различия фигур по сравнению с геометрическими эталонами. Знать некоторые особенности знакомых геометрических фигур.
- Уметь группировать блоки по двум-трем свойствам.
- Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе, двигаться в нужном направлении по сигналу.
- Знать и называть части суток, дни недели.
- Уметь читать схемы, конструирование фигур по схеме, по словесному алгоритму, умение переносить на схему собственные проекты.
- Решать арифметические примеры и логические задачи в пределах 5.
Подготовительный к школе возраст (6-7 лет).
К концу учебного года дети будут уметь:
- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10,20.
- Соотносить цифру и число предметов. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий, решать логические задачи в пределах 10 и дальше.
- Считать и решать при помощи условной мерки: палочка, клетка, флажок.
- Анализировать и классифицировать предметы и объединить их во множества по трем-четырем признакам. Сериация по количеству, величине, цвету, размеру, объему, массе и способы их измерения.
- Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), треугольник, четырехугольник, пятиугольник.
- Сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, кодировать.
- Создавать силуэты из геометрических фигур. Опираясь на символы, самостоятельно работать по схеме, составлять схему, переносить на схему собственные проекты, моделирование по словесному алгоритму.
- Ориентироваться на плоскости, листе клетчатой бумаги.
- Определить и обозначить временные отношения: час, сутки, неделя, месяц, год.
- Добиваться результата. Сравнивать результат в своей деятельности с образцом и находить ошибки.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Д. Векслера, Л.А. Венгера и В.В. Холмовской, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. С детьми 3-4 лет проводятся «диагностические занятия».
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№ | Ф.И. ребёнка | Возраст | Уровни развития познавательных процессов | ||||||
Способность устанавливать причинно-следственные связи | Сенсорные способности. | Объём кратковременной памяти и внимания | Способность к анализу, синтезу | Математическое развитие.(числа и цифры,состав числа,геметрические фигуры. | Способность классифицировать и обобщать словесный материал | Развитие моторики руки | |||
Н-низкий уровень.
С-средний уровень. В-высокий уровень.
К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.
