Рабочая учебная программа кружка “Ступени роста” (формирование элементарных математических представлений) с детьми 6-7 лет (подготовительная группа)

Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 1 год Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский

* Рабочие программы предметов и курсов  не предусмотрены

* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены

* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены

* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

Пояснительная записка к кружку «Ступени роста».

«Детская математика учит на простых умственных играх

развивать свой ум, творить, созидать, производить».

И. Брук

 

 

Пояснительная записка

             Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир дошкольника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если основная образовательная область дополнится кружковой деятельностью «Ступени роста», расширяющий математический кругозор и эрудицию детей, способствующий формированию познавательно – исследовательских действий.

Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Рабочая учебная программа кружка «Ступени роста» (далее Программа) составлена на основе авторской программы: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» К. В. Шевелева.

Основная форма организации занятий по Программе – игровая, что позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

 Занятия по Программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. На занятиях широко используется занимательный материал: задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Курс «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» строится на оптимальных для детей дошкольного возраста формах работы, таких как дидактические игры, беседы, наблюдения, игры с правилами, решение проблемных ситуаций и др.

Нормативно-правовые основы разработки программы

 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2).
  • Устав МБДОУ № 72 «Кораблик».

Направленность и практическая значимость программы

 Направленность: социально-педагогическая.

Новизна состоит в том, что данная Программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Цель  и задачи реализации программы

Цель: всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе.

 Основными задачами развития дошкольников в курсе «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» кружка «Ступени роста» являются:

  • решать доступные творческие задачи – занимательные, практические, игровые учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
  • формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
  • формирование графических навыков и умений;
  • формирование любознательности, активности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
  • развивать психические процессы (слуховое и зрительно- пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
  • развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
  • развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи – занимательные, практические, игровые;
  • воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
  • воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.

          На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая предметно-пространственная среда.

Принципы   и  национально-региональный компонент

 При построении Программы используются следующие принципы:

– от простого к сложному;

 – доступность содержания программы;

– системность и последовательность материала;

– наглядность;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Национально-региональный компонент

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:

– обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

– гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;

– защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонациональ­ного государства;

– светский характер образования;

– свобода выбора получения образования согласно склон­ностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организа­ции, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работ­никам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

– адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

– автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных орга­низаций;

– сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

В соответствии с ФГОС ДО:

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаи­модействия педагогических работников и детей;

– уважение личности ребенка;

– реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;

– построение образовательной деятельности на основе инди­видуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество с семьей.

Компонент ДОУ

Занятия содержат много познавательной информации, насыщены игровыми ситуациями. На занятиях используются: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество образовательного процесса и ограничить нагрузку детей. Обязательно в каждое занятие включены физкультурные минутки, которые позволяют детям расслабиться.

         Группа формируется из одновозрастных воспитанников.

         Продолжительность занятия – 28 мин.

         Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.

         На каждом занятии решаются не только практические, но и вос­питательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне раз­вивать личность ребенка, его интеллектуальные способности, воображение. В каждое занятие включены пальчиковая гимнастика и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Дети получают новые знания, у них формируются умения и навыки, они учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.

Актуальность. Возможность обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, дает возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка.

Целесообразность кружка.  В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

  Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова- Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, К. В. Шевелев, Е.И. Щербакова и др.).

Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы « Ступени роста»

Ожидаемый результат

К концу года дети научатся:

– правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

– правильно пользоваться понятиями (части суток, дни недели, месяцы, времена года, геометрические понятия, мера длины – сантиметр);

– владеть навыками соизмерения предметов по длине, правильно используя термины при сравнении предметов по величине;

 – сравнивать рядом стоящие числа в пределах 20, опираясь на наглядность;

– устанавливать равенства, уравнивать предметы двумя приемами (удаление и прибавление единицы);

– проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач, оказывать помощь сверстникам;

– самостоятельно объединять различные группы предметов по общему признаку, устанавливать связи и отношения между целым множеством и его частями, применяя счетные навыки (в пределах 10 и дальше);

– правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;

 – составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками (+, -, =), рассуждать при их решении, доказывать полученный результат;

– проявлять интерес к играм интеллектуального характера.

Ребенок будет иметь представление о:

– геометрических фигурах и их разновидностях, общих свойствах, выполнять их классификацию по разным основаниям, охотно объясняя свои действия.

Список литературы

  1. К.В.Шевелёв Основная общеобразовательная Программа «Формирование элементарных математически представлений у дошкольников» «Ювента», 2012
  2. Волина В.В. Веселая математика / В.В. Волина. – М., 1998.
  3. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников / Е.В. Колесникова. – М., 2002.
  4. Петерсон Л.Г., Кочемосова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 4 (1-2) /
  5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе», часть 4 (1-2). Иллюстративное учебное пособие для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2014.
  6. Комплексная диагностика уровней освоения “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа – Издательство : Учитель, 2012
  7. Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Готовимся к школе» – М: АСТ, Премьера Аквариум 2000

Рабочая учебная программа кружка «Ступени роста» (далее Программа) составлена на основе авторской программы: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» К. В. Шевелева.

         В своей работе использую: наглядный материал (картинки, рисунки, плакаты, фотографии, схемы);  мультимедийные материалы; развивающие игры Воскобовича, Никитиных; блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера; счётные палочки; математический планшет; игры на плоскостное моделирование – «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо»; игры-головоломки; задачи – шутки; кроссворды; ребусы; головоломки, шашки, игры-ходилки, задачки на развитие логического мышления.

Это всё учит действовать «в уме», логически мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.

Перспективный план работы с воспитанниками подготовительной группы

К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.

WordPress theme: Kippis 1.15