КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста в игре»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста в игре»

Нейропсихологический подход.

Консультация для родителей

«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста в игре»

Нейропсихологический подход.

подготовила Гизатуллина С.В.

Цель:

  • – познакомить родителей с особенностями и закономерностями развития детей дошкольного возраста;
  • – значение двигательной сферы и её значение в развитии ребенка;
  • -дать понятие психическим процессам: внимания, памяти, мышления, речи;
  • -показать и научить родителей играть с детьми в игры,способствующие развитию у детей мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления и речи.

Дошкольное детство очень важный период психического и физиологического развития. Если внимательно наблюдать за развитием своего малыша, то наверняка заметите, что в какой-то период ребёнок, например, начинает активно рисовать, лепить; на другом он без труда запоминает огромное количество новой информации. Процесс развития ребёнка носит гетерохронный (неравномерный) характер, то есть различные сферы могут не совпадать  по темпу своего развития. Функциональные зоны мозга, обеспечивающие работу соответствующих сфер, также развиваются постепенно.

Осознание связи общего интеллектуального и психического развития ребёнка и формирования основных мозговых систем важно для более полного понимания закономерностей детского роста, а также трудностей, с которыми могут столкнуться родители.

  1. Первый класс сложностей связан с несформированностью 1-го блока мозга (блока регуляции тонуса и бодрствования). Этот «нейросоматический каркас» формирует, контролирует (активируя, тормозя, катализируя и т.д.) и модулирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Именно он опосредует оптимальный статус и иерархию в первую очередь регуляторных (непроизвольного и произвольного) уровней поведения человека.

Функционально этот блок созревает первоначально, поскольку он является блоком глубинных структур, отвечающих за активационные процессы.. Они практически полностью оформляются в первый год жизни и создают основу для дальнейшего интеллектуального развития (Микадзе Ю.В., 2008)

Соответственно, при слабости или неполной сформированности этих структур мы увидим у ребёнка симптомы, связанные с недостаточным уровнем активации корковых зон, он будет быстро уставать, много отвлекаться. Отличительной чертой таких трудностей будет являться то, что они носят неспецифический характер, то есть они распространяются на весь спектр психической жизни ребёнка:

-его внимание становится рассеянным и неустойчивым;

-процессы запоминания-заторможены;

-появляются трудности в решении интеллектуальных задач.

На просьбу взрослого собраться и довести до конца начатое ребёнок не будет реагировать, его нервная система находится в состоянии дефицита и никакие речевые указания из вне не помогут ему этот дефицит преодолеть.

Причинами недостаточной сформированности 1-го блока мозга могут служить различные патологии беременности и родов: неблагоприятные воздействия, перенесенные матерью в период вынашивания плода; заболевания и травмы, выпавшие на долю ребёнка впервый год жизни.

Затем созревают первичные  сенсорные и моторные зоны мозга. Оформляясь к моменту рождения, они также становятся полностью функциональными в течение первого года жизни и создают основу для сенсомоторной стадии развития Созревание вторичных сенсорных и моторных зон мозга осуществляется в период от 2 до 5 лет,что создаёт условия для научения в пределах отдельных модальностей и соответствует дооперационному периоду развития.

Первичные и вторичные зоны мозга входят в состав второго и третьего функциональных блоков мозга. На этом уровне созревания мозговых структур можно говорить о формировании модально-специфических форм высших психических функций-памяти, внимания, восприятия. Они отвечают за умение ребёнка оперировать деятельностью, связанной с какой-либо одной сферой, например,искать отличия (зрительная модальность),слушать рассказ (акустическая модальность) и т.д.

3-ий блок называется блоком программирования регуляции и контроля. Он созревает наиболее полно лишь к 12-14 годам. Однако и в раннем возрасте мы можем увидеть его недостаточную сформированность относительно возрастных нормативов. Главную роль здесь выполняют лобные отделы мозга. Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного активного программирования человеком любого психического процесса и своего поведения в целом.

Дети с недостаточной для их возраста сформированностью лобных структур будут порывисты,быстро отвлекаемы, они не могут долго сосредоточиваться на одном виде деятельности. Эти сложности пройдут сквозь все модальности, поскольку самоконтроль является основополагающей характеристикой любого психического процесса.

Одним из основных отличий является то,что ребёнок с недостаточной сформированностью 3-го блока готов к самоконтролю, однако ему нужна внешне опосредованная помощь,одним из самых ярких примеров которой является организующая речь взрослого. Другими словами, контроль изначально должен присутствовать как функция окружающего (внешнего) пространства, постепенно интериоризуясь, т.е.переходя в пространство внутреннее.

Основные принципы, которые нужно учитывать при раннем развитии и обучении ребёнка.

  • Ориентация на зону ближайшего развития. Существует ряд интеллектуальных операций и умений, которые ребёнок к определённому возрасту может выполнить сам – это уровень реального развития. Но существует и то, что сегодня он умеет делать только в сотрудничестве со взрослым или с более старшим ребенком, – это уровень потенциального развития, или зона ближайшего развития. То, что сегодня ребёнок может сделать только с помощью взрослого, завтра он сможет сделать сам. При этом общение со взрослым должно носить развивающий характер, когда взрослый является примером для подражания. Именно через подражание ребёнок научается новым действиям. В процессе развивающего общения формируются и созревают психические функции.

По словам Выготского, процессы психического развития не совпадают с процессами обучения: они идут вслед за процессами обучения, создающими зону ближайшего развития-обучение, которое побуждает к изменению процессы, невозможные для этого.

  • Развитие и обучение через игру. «Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей, изменения сознания более общего характера. Игра-источник развития и создаёт зону ближайшего развития. Для маленького ребёнка, у которого речевые навыки ограничены, игра служит выражением его внутренних чувств и переживаний. Эта деятельность необходима для хорошего самочувствия не меньше, чем еда и сон. Кроме того, она выполняет своеобразную психотерапевтическую функцию-помогает ребёнку преодолевать сильные по своему накалу эмоции-любовь, ненависть, агрессию, беспокойство.

Взрослому следует организовать необходимое для игры пространство, обеспечить ребёнка соответствующими игрушками, которых не должно быть слишком много, особенно в раннем возрасте. Нужно находить время для совместных игр с ребёнком, в которых взрослый реализует функцию проводника жизненного опыта и знаний.

2.Развитие моторики играет важную роль в овладении различными навыками, так необходимыми вашему ребёнку для познания мира. Движение-это основа жизни. По мере того как ребёнок растет и взрослеет, двигательная сфера все теснее и больше связывается с когнитивной, речевой и интеллектуальной сферой. В период 2-4 лет продолжается активный рост организма ребёнка.

В этом возрасте довольно сложно провести грань между моторным, сенсорным ,когнитивным ,интеллектуальным и речевым развитием.

Уже на первом году жизни младенец активно осваивает и использует двигательные навыки. В этот период, когда ребёнок поэтапно проходит важные стадии развития(держит головку, тянется к игрушке, поворачивается, встает на четвереньки, ползает, садится, встает, делает первые шаги), в головном мозге происходит активный рост и ветвление нервных клеток, по которым передается нервный импульс в ту или иную функциональную зону. Двигательная активность и определяет, насколько крепкими и обширными будут эти связи.

На этом этапе развития в мозге ребёнка начинают формироваться межполушарные связи, у малыша появляются представления о пространстве и собственном теле. К двум годам ребёнок может бегать и манипулировать различными предметами, перешагивать через препятствия и проползать под ними.

Нередко родители сами в погоне за скорым интеллектуальным развитием допускают промахи в развитии физическом, не уделяя должного внимания этой сфере. Двигательные упражнения помогают поднять уровень активности ребёнка, обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, развивают умение управлять своим поведением, преодолевать стереотипии в поведении (Глозман Ж.М., 2009)

Двигательная сфера включает в себя развитие крупной и мелкой моторики, артикуляционного праксиса. Так как в этом возрасте малыш очень активен и обожает двигаться, а ведущей деятельностью является игра, то мамам и папам без труда можно будет включить в его игру пару упражнений. Опираясь на пример взрослого, малыш быстрее и легче, нежели через словесную инструкцию, поймет и покажет то или иное действие.

  • Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и об окружающем мире. Зрительное восприятие лежит в основе зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. От 1 года до 3 лет-важнейший период для развития предметного восприятия.Цвет предмета является для ребёнка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, более сильный признак-форма, по каким-то причинам не получил сигнального значения. Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта, знаний о вещах. Поэтому оно формируется на протяжении всего периода развития ребёнка и неотрывно от его общего умственного развития.

В 3-4 летнем возрасте наблюдается тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом являются необходимым фактором зрительного опознания.

Игры и упражнения «Разрезаные картинки», «Контуры». Лабиинты», «Разноцветный мир», «Простые фигуры» , «Дорисуй-ка», «Читаем по губам», «Вы можете?», «Прятки», «Волшебный мешочек», «Потешные ладошки». «Ласковая спинка».

Память -это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах-запоминании, сохранении, воспроизведении.

В зависимости от того,  что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти:

-двигательная (моторная)-память движений и их систем. Благодаря двигательной памяти ребенок приобретает навыки ходьбы, письма, учится манипулировать предметами, танцевать и т.д. Если бы не было памяти на движения, то каждый раз нам приходилось бы заново учиться совершать необходимые действия:

-наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и т.д.

-словесно-логическая (или словесно-смысловая), которая позволяет запоминать информацию с помощью слов,опосредованно, с помощью смысловой структуры. Словесно-логическая память существует только у человека, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые есть и у животных. Весь процесс усвоения знаний в процессе школьного обучения в основном строится с опорой на словесно-логическую память;

-эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию либо удерживают от него.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запоминается тот материал, который включен в активную деятельность. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение: чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он её запомнит.

Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Наглядный материал  (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания,особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребёнка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности. Если просто сказать ребёнку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью.

Объём запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы содействовать развитию всех видов памяти. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей: чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребёнка развиваются его умственные способности,и с ними вместе развивается память.

 

Для успешного развития памяти малыша родители должны знать некоторые секреты памяти:

  • Новые знания должны иметь значение для ребенка. Чем больше они соприкасаются с его интересами, увлечениями, тем легче ему будет их запомнить.
  • Информация должна быть интересной для ребенка. Все, что вызывает подлинный интерес, запоминается легко и прочно.
  • У ребёнка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации.
  • Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления.
  • Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается.
  • Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку.
  • Середина материала запоминается хуже чем начало и конец. Середина материала требует большего числа повторений, большего понимания и внимания.
  • Память нужно «кормить» полезной для неё пищей. Во-первых, надо стараться кормить ребёнка понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам,сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые необходимы для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное,арахисовое

Игры на развитие зрительной памяти, концентрации зрительного внимания,развитие устойчивости взгляда.

  • – «Найди игрушку».
  • – «Чего не хватает».
  • – «Узоры».
  • – «Кто пришел в гости».
  • – «Путешествие».
  • – «Веселый поезд».
  • – «Танец»

Мышление является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления.Как подчеркивал Л.С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций. Мышление носит интегративный характер. Его развитие теснейшим образом связано с развитием других психических функций. Поэтому развивать мышление в отрыве от них нецелесообразно. Каждая ступенька в лестнице развития имеет своё значение и смысл для успешного прохождения этапов развития. Необходимо пройти все предыдущие ступеньки не перепрыгивая. Своевременное моторное развитие, развитие восприятия и внимания, памяти и, конечно, речи- все это обязательная база для развития мышления.

Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще не отделимы  от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое.

Таким образом, мышление ребенка раннего возраста, хотя и неразрывно связано с речью, носит ещё и наглядно-действенный характер. Особенностью мышления дошкольников является его конкретный, образный характер. Хотя дошкольник может уже мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает и с которыми он в данный момент практически не действует, но в своих рассуждениях он опирается не на отвлеченные, абстрактные положения, а на наглядные образы конкретных, единичных предметов и явлений. (так, например, дошкольник уже знает, что различные деревянные вещи плавают, то есть он имеет определенное обобщенное знание об этих вещах и формулирует его при помощи слова. Однако когда его спрашивают, откуда он знает, что данная деревянная вещь (например, щепка или спичка) будет плавать, ребёнок предпочитает ссылаться не на общее отвлеченное положение («потому что все деревянные вещи плавают»), а на какой-либо конкретный случай или наблюдение (например, «Ваня бросил щепочку, и она не потонула» или «Я видел, я сам её бросал»).

Игры для развития мышления:

  • – «Что лишнее?»
  • – «Кто где живет?»
  • – «Угадай-ка».
  • – « Кто (что) кем (чем) будет?»
  • – «Собери предмет».
  • – «Отгадай предмет по описанию»
  • – «А наоборот?»

Развитие речи-процесс непрерывный, который начинается ещё с младенчества (доязыковый период) и продолжается на всем протяжении детства. В период раннего детства дети продолжают пополнять свой словарный запас-как пассивный, так и активный. Учатся пользоваться все более сложными грамматическими конструкциями, начиная относиться к речи как к способу общения и налаживания межличностных связей.

И.П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность (вторая сигнальная система) дает человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. Человек же обладает помимо того, способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первичной сигнальной системы. При этом слово, по выражению И.П. Павлова, становится сигналом сигналов. Первая и вторая сигнальная системы-различные уровни единой высшей нервной деятельности. Но формирование второй происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, то есть определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

Различают мозговые отделы, участвующие в функции речи:

  • ассоциативные -зоны осмысления речи;
  • Моторные-зоны выполнения мышечных действий;
  • Сенсорные-зоны ощущений и анализа ощущений речи;
  • Проводниковые связи.

«В рамках созданной А. Р. Лурией нейропсихологии речевая функция рассматривается как с точки зрения ее психологических особенностей, так и мозговой организации. Структура речи включает в себя два основных уровня: 1). гностический и праксический; 2). смысловой.

Гностические и праксические функции речи А.Р. Лурия расценил как базисные, над которыми системно надстраивается в течение жизни смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка-словами, фразами, построенными по правилам грамматики.

Важную роль А.Р. Лурия придавал опосредованному характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требует различных невербальных опор, таких как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

  • – «Угадай, что делать».
  • – «Солнце или дождик?»
  • – «Угадай на чем играю»
  • – «Дует ветер».
  • – «Пузырь».
  • – «Курочка и цыплята».
  • – «Гав-гав»
  • – «Олины помощники»
  • – «Назови ласково».



Литература.

  1. Актуальные проблемы логопедической практики/ Под ред. М.Г. Храковской. -СПб.: Акционер и К ., 2004.
  2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/Под ред. Л.С. Цветковой.-М.:МПСИ;иВоронеж: НПО «МОДЭК»,2001.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.: Союз, 1997
  4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. -М.: Академия, 2009
  5. Титова Ю., Фролова О., Винникова Л. «Играть с ребенком. Как?»- М. «Эксмо, 2011.-96 с.
  6. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких.-М.:Эксмо, 2007.
  7. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей от года до семи лет.-СПб.:Питер, 2008.
  8. Фопель К. Привет. Глазки! Подвижные игры для детей 3-6 лет.-М.: Генезис, 2005.
  9. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду: упражнения для детей 3-5 лет.- М.: Мозаика-Синтез.2007.
  10. Шевцова Е.Е. Воробьева Е.В. Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет.- М.: ТЦ «Сфера», 2007.

 

WordPress theme: Kippis 1.15