ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

Жостовской росписи – почти двести лет. За два века расписано почти два миллиона подносов, но нет среди них двух одинаковых рисунков.

       Расположены металлургические заводы были в Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.

 В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Мытищинского района Московской области и в Нижнем Тагиле.

 

Основателями жостовского промысла принято считать братьев Вишняковых. В прейскуранте 1875 года записано «Заведение… лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.» И вот что интересно, технология изготовления подносов с тех пор принципиально не изменилась. Да и живописцы пишут всё также беличьими кисточками, полупрозрачными красками, и букеты их всё так же светятся изнутри. Каждый рисунок подписан, но подпись художника бывает так искусно спрятана в букете, что найти её – настоящая головоломка.

 

«БУКЕТЫ ИЗ ЖОСТОВО»

Посмотрите, какие прекрасные букеты цветов! Розы — белые, чайные, алые — раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры — словно большие лучистые звезды, красочные георги­ны и еще какие-то незнакомые, необычные, но не менее пре­красные цветы.

А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают ма­ленькие яркие птицы.

А еще можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод. И мы, кажется, чувствуем их тонкий аромат, свежесть влаж­ных от росы листьев… Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине. Все эти чудесные букеты… нарисованы на знамени­тых подносах из Жостова.

Любили на Руси почаевничать — с вареньем, баранками, сластями. А поднос при чаепитии — вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что и гово­рить — вещь нужная. Кроме того, поднос должен быть кра­сивым, взор радовать. Жостовские подносы нравились всем!

Сначала в подмосковной деревеньке Жостово делали из папье-маше лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки на манер знаменитых федоскинских, только попро­ще. Но известность жостовским мастерам принесли расписные металлические подносы. И не только букеты цветов можно уви­деть на них: тут и пейзажи, и сценки народных гуляний, ката­ния на лодках, свадеб, чаепитий. Иногда рисунок светится осо­бым, мерцающим светом — это мастер использовал в картине перламутровые кусочки, накладывая их прямо на поднос.

Пишут жостовские художники масляными красками, мяг­кими беличьими кисточками. Во время работы художник дер­жит поднос на коленке и, когда необходимо, поворачивает его. Рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперек подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно, быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер фантазирует, всегда добав­ляя что-то новое: красочный блик, цветовой оттенок. Так что каждый поднос — уникальная авторская работа.

Уральский сказочник Бажов писал об уральских распис­ных подносах, но его слова можно смело отнести и к жостов­ским: «Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо… Ни жаром, ни мо­розом ее не берет. Сила мастерства…»

 

WordPress theme: Kippis 1.15