
Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 1 год Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский
* Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрены
* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены
* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены
* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

Пояснительная записка к кружку «Умка».
«Родное слово есть основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний: с него
начинается всякое понимание, через него
проходит и к нему возвращается».
К.Д. Ушинский
Пояснительная записка
Научить подрастающее поколение пользоваться всеми богатствами русского литературного языка в быту, в труде и общественной деятельности – важная задача.
Родной язык – источник и средство умственного и нравственного воспитания, подрастающего поколения.
Формирование речи детей в дошкольные годы жизни-одна из серьезнейших задач
воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.
Родной язык для ребенка — это тот ключ, который откроет ему сокровища знаний, когда он будет изучать основы наук в школе.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Рабочая программа кружка «Умка» является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Нормативно-правовые основы разработки программы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2).
- Устав МБДОУ № 72 «Кораблик».
Направленность и практическая значимость программы
Направленность: социально-педагогическая.
Новизна состоит в том, что данная Программа способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка, дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте, параллельно готовя и руку ребёнка к письму. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы обучения грамоте и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Цель и задачи реализации программы
Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи:
Образовательные:
– формировать и развивать фонематический слух;
– развить произносительные умения;
– учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией; – знакомить со слоговой структурой слова;
– формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения; – формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
– расширить словарный запас детей;
-знакомить с графическим изображением буквы;
-учить соотносить звук и букву;
-формировать и развивать звуко – буквенный анализ;
– подготовить руку ребёнка к письму;
-упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
-формировать элементарные графические умения;
-упражнять печатать буквы, слоги ( по образцу);
Развивающие: – развивать слуховое восприятие;
– развивать графические навыки;
-развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
-развивать глазомер, четкую координацию руки;
Воспитательные:
– воспитывать умение работать;
-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; – воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
-прививать элементарные гигиенические правила письма;
-воспитывать усидчивость.
Принципы и национально-региональный компонент
При построении Программы используются следующие принципы:
– от простого к сложному;
– доступность содержания программы;
– системность и последовательность материала;
– наглядность;
– учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Национально-региональный компонент
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
– обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
– гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;
– защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
– светский характер образования;
– свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
– адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
– автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
– сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
В соответствии с ФГОС ДО:
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;
– уважение личности ребенка;
– реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество с семьей.
Компонент ДОУ
Занятия содержат много познавательной информации, насыщены игровыми ситуациями. На занятиях используются: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество образовательного процесса и ограничить нагрузку детей. Обязательно в каждое занятие включены физкультурные минутки, которые позволяют детям расслабиться.
Группа формируется из одновозрастных воспитанников.
Продолжительность занятия – 28 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его интеллектуальные способности, воображение. В каждое занятие включены пальчиковая гимнастика и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Дети получают новые знания, у них формируются умения и навыки, они учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы «Умка»
Ожидаемые результаты:
– правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи; – различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие; – определять и называть первый звук в слове;
– произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание; -рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
-заучивать небольшие стихотворения;
– знать буквы русского алфавита; – понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
– определять место звука в слове: в начале, середине, в конце; – различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
– делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;
– пользоваться графическим обозначением звуков;
– записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
– составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта -читать слова, предложения, небольшие рассказы
– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, – уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Литература
- Колесникова Е.В. «Развитие звуко – буквенного анализа» – М.: Ювента, 2014.
- Колесникова Е.В. «От А до Я» – М.: Ювента, 2014.
- В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова «Методическое пособие по обучению грамоте и письму», Москва «Просвещение» 1996 год;
- Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
- Комплексная диагностика уровней освоения “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа – Издательство : Учитель, 2012
- Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Готовимся к школе» – М: АСТ, Премьера Аквариум 2000
- Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
- Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.
В своей работе использую: наглядный материал (картинки, рисунки, плакаты, фотографии, схемы); мультимедийные материалы; игры-головоломки; кроссворды; ребусы.
Всё это ведёт к формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Перспективный план работы с воспитанниками подготовительной группы
К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.
