Рабочая учебная программа кружка «УМКА» (развитие речи и обучение грамоте) с детьми 6-7 лет (подготовительная группа)

Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 1 год Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский

* Рабочие программы предметов и курсов  не предусмотрены

* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены

* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены

* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

Пояснительная записка к кружку «Умка».

 

«Родное слово есть основа всякого умственного

развития и сокровищница всех знаний: с него

 начинается всякое понимание, через него

проходит и к   нему возвращается».

                                                          К.Д. Ушинский

 

 

Пояснительная записка

 

Научить подрастающее поколение пользоваться всеми богатствами русского литературного языка в быту, в труде и общественной деятельности – важная задача.

Родной язык – источник и средство умственного и нравственного воспитания, подрастающего   поколения.

Формирование речи детей в дошкольные годы жизни-одна из серьезнейших задач

воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего   мира, с развитием всех сторон его личности.

Родной язык для ребенка — это тот ключ, который откроет ему сокровища знаний, когда он будет изучать основы наук в школе.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

             Рабочая программа кружка «Умка» является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

 Нормативно-правовые основы разработки программы

 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2).
  • Устав МБДОУ № 72 «Кораблик».

Направленность и практическая значимость программы

 Направленность: социально-педагогическая.

Новизна состоит в том, что данная Программа способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка, дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте, параллельно готовя и руку ребёнка к письму. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы обучения грамоте и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Цель  и задачи реализации программы

Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.         

 

Задачи:

Образовательные:

 – формировать и развивать фонематический слух;                                           

–  развить произносительные умения;                                                                                            

– учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией;    – знакомить со слоговой структурой слова;                                                                                

– формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;                                                                – формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;                                                              

– расширить словарный запас детей;                                                                        

-знакомить с графическим изображением буквы;

-учить соотносить звук и букву;                                                                                            

-формировать и развивать звуко – буквенный анализ;                                                                   

– подготовить руку ребёнка к письму;

-упражнять в аналитико-синтетической деятельности;

-формировать элементарные графические умения;

-упражнять печатать буквы, слоги ( по образцу);

Развивающие:                                                                                                                – развивать слуховое восприятие;                                                                                            

– развивать графические навыки;                                                                                                                                                                            

-развивать  мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;                           

-развивать глазомер, четкую координацию руки;

Воспитательные:                                                                                                                           

– воспитывать умение работать;                                                                                                                                                

-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;                    – воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;                                                     

 -прививать элементарные гигиенические правила письма;                                                

 -воспитывать усидчивость.                                                                                                    

 

Принципы   и  национально-региональный компонент

 При построении Программы используются следующие принципы:

– от простого к сложному;

 – доступность содержания программы;

– системность и последовательность материала;

– наглядность;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Национально-региональный компонент

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:

– обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

– гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;

– защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонациональ­ного государства;

– светский характер образования;

– свобода выбора получения образования согласно склон­ностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организа­ции, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работ­никам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

– адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

– автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных орга­низаций;

– сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

В соответствии с ФГОС ДО:

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаи­модействия педагогических работников и детей;

– уважение личности ребенка;

– реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;

– построение образовательной деятельности на основе инди­видуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество с семьей.

Компонент ДОУ

Занятия содержат много познавательной информации, насыщены игровыми ситуациями. На занятиях используются: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество образовательного процесса и ограничить нагрузку детей. Обязательно в каждое занятие включены физкультурные минутки, которые позволяют детям расслабиться.

         Группа формируется из одновозрастных воспитанников.

         Продолжительность занятия – 28 мин.

         Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.

         На каждом занятии решаются не только практические, но и вос­питательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне раз­вивать личность ребенка, его интеллектуальные способности, воображение. В каждое занятие включены пальчиковая гимнастика и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Дети получают новые знания, у них формируются умения и навыки, они учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.

 Актуальность программы.

         Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

 Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы «Умка»

 Ожидаемые результаты:                                                                                     

– правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;                                                                                          – различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;                                                                                                          – определять и называть первый звук в слове;                                               

– произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;        -рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;                                                                                            

-заучивать небольшие стихотворения;                                                                               

– знать буквы русского алфавита;                                                                          – понимает и использует в речи термины «звук», «буква»                                                

– определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;                    – различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;                                                                                                                                         

– делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;                                   

– пользоваться графическим обозначением звуков;     

 – записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами                                                                   

– составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта                                                                                                               -читать  слова, предложения, небольшие рассказы                                                         

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,                                   – уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность. 

Литература 

  1. Колесникова Е.В. «Развитие звуко – буквенного анализа» – М.: Ювента, 2014.
  2. Колесникова Е.В. «От А до Я» – М.: Ювента, 2014.
  3. В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова  «Методическое пособие по обучению грамоте и письму»,  Москва «Просвещение» 1996 год;
  4. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
  5. Комплексная диагностика уровней освоения “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа – Издательство : Учитель, 2012
  6. Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Готовимся к школе» – М: АСТ, Премьера Аквариум 2000
  7. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
  8. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.

В своей работе использую: наглядный материал (картинки, рисунки, плакаты, фотографии, схемы);  мультимедийные материалы; игры-головоломки; кроссворды; ребусы.

Всё это ведёт к формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Перспективный план работы с воспитанниками подготовительной группы

К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.

WordPress theme: Kippis 1.15