Консультация для родителей “Работа в детском саду по исправлению звукопроизношения”

 

Длительное пребывание ребёнка в детском саду создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи. Метод фронтальных речевых занятий в детских садах ставит задачу ознакомить детей в игровой форме со звуками нашей речи и научить их узнавать эти звуки в словах.

Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов: 1) обследование речи и произношения ребёнка;

2) развитие правильной артикуляции;

3) закрепление правильного произношения в свободной речи;

4) развитие фонематического восприятия;

5) навыки звукового анализа предложения и слова.

Речевые упражнения в пределах каждого вида работы расположены в порядке возрастающей трудности. Необходимым условием успешной работы над произношением является тщательное обследование речи детей. Воспитатели должны располагать точными данными о развитии речи и звукопроизношения каждого ребёнка. Без этих данных невозможно организовать работу. При правильной постановке речевой работы в детских садах дети будут поступать в школу с нормальной речью и с навыками звукового анализа, а это является предпосылкой успешного обучения в школе.

Развитие правильной артикуляции звуков

Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют для воспитателей детских садов значительные трудности. Кроме теоретических знаний нужно ещё уметь наглядно показать ребёнку артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Такое умение достигается тренировкой перед зеркалом. Ознакомление со звуком даётся в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определённого звука, связанного с конкретным образом, и на произнесение звука по подражанию. Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков даются в форме сказок о Весёлом  Языке. В этих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка – хвостиком, твёрдое нёбо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхательная струя при артикуляции звуков – ветерком. Положительная  эмоциональная окраска каждого занятия и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении речевых занятий. Примерный план речевого занятия следующий: акустическое знакомство со звуком по рассказу; знакомство с артикуляцией звуков по сказкам Весёлого Язычка, шутки-чистоговорки на данный звук; речевая игра.

Закрепление правильного произношения

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова. Слоговые упражнения очень скучны для детей. Поэтому произношение звука в слогах лучше давать в форме шуток – чистоговорок. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки-чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Сложные шутки-чистоговорки прорабатываются с детьми только индивидуально. От шуток-чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. На первом занятии надо дать слова со звуком в начале слова, на другом -со звуком в середине слова между гласными, затем со звуком в конце слова и в сочетании с другими согласными. Для закрепления звука в речи даются также предложения. Для закрепления звука в речи даны рассказы. Занятиях по закреплению произношения звуков в речи.  На занятиях по закреплению звуков в речи можно также использовать сюжетные картины. Для закрепления звуков в речи можно использовать речевые игры. Речевые игры составлены так, что в них сочетается коллективная речь с индивидуальной. Очень важно, чтобы в речевой игре на данный звук участвовали все дети. Во время речевых игр следует строго следить за тем, чтобы дети говорили чётко и громко. Если ребёнок говорит небрежно и торопливо, его надо остановить и заставить сказать чётко и медленно.

Развитие фонематического восприятия

Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения  правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребёнка к полному анализу состава слова, необходимому при обучении грамоте. Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию. Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности: 1)Знакомство изолированных звуков, связанных с конкретным образом (в рассказах).

2)  Различие изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

3) Узнавание звука в слове.

4) Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова).

5) Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л)

6) придумывание слов на определённый звук.

Работа по сюжетным картинкам

Сюжетные картинки, помещённые в конце книги, могут быть использованы для работы над развитием речи, а также для закрепления правильного произношения звуков и опознавания звуков в словах.

 Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия

в различных возрастных группах

В младшей группе

(от 3 до 4 лет)

В этой группе речевые занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических целях, чтобы развить речевую моторику и предупредить неправильное формирование звуков. Подготовительные упражнения проводятся со всей группе. В начале учебного года воспитательница знакомит детей с артикуляцией гласных, с артикуляторным аппаратом: домик-ротик открывается и закрывается зубами, в нём живёт Весёлый Язычок, который умеет петь разные песенки: а, о, у, и. Каждая гласная прорабатывается в отдельном рассказе.  Этих рассказах дети знакомятся со звучанием и артикуляцией гласных. Раздел гласных в младшей группе служит для выработки чёткой артикуляции, достаточно громкого и длительности речевого выдоха. Маленькие дети, страдающие недоразвитием речи, часто говорят беззвучно. Речевое дыхание у них резко укорочено, голос слабый, тихий, рот плохо открывается, и речь невнятна. Голос и выдох у них быстро обрывается. Для развития голоса и выдоха делают специальные упражнения. После того, как дети усвоили длительное звонкое произношение гласных, можно перейти к произношению коротких предложений звонким голосом на одном выдохе. С йотированными гласными я, е, ё, ю дети знакомятся в рассказах слова на эти гласные. Слова эти выделяются и проговариваются. Хорошим упражнением для развития фонематического восприятия является дополнение предложений со словами, отличающими только одним звуком.  Большое внимание следует уделять воспитанию у малышей правильного произношения звонких согласных. В процессе работы над артикуляцией звонких согласных разучиваются соответствующие шутки-чистоговорки. В младшей группе надо тренировать правильный речевой выдох. Рассказы по ознакомлению со звуками стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию, а также способствуют развитию фонематического восприятия.

В средней группе

(от 4 до 5 лет)

Основным упражнением для развития фонематического восприятия в этой группе является узнавание звука в слове. В начале учебного года воспитательница повторяет артикуляцию всех гласных. Закончив работу над артикуляцией гласных и узнаванием их в начале слова, воспитательница переходит к артикуляции согласных звуков. Большое значение имеет работа над опознаванием оппозиционных звуков. При выполнении упражнений на дифференциацию звуков воспитательница обязательно напоминает артикуляцию обоих звуков, а затем уже переходит к узнаванию в слове этих звуков. Можно также предложить детям самим придумывать слова, в которых слышится данный звук.

 

В старшей группе

(от 5 до 6 лет)

В старшей группе большинство детей правильно произносит свистящие, шипящие, звонкие, согласные, звуки р и л. Но всё же встречаются дети с недостатками произношения. В начале учебного года (после проверки звукопроизношения) воспитательница повторяет гласные а, о, у. и Усвоение букв проводится постепенно. В средней группе перед детьми ставится задача – определить наличие звука в слове, а в старшей группе задание усложняется: ребёнок определяет место звука в слове. Главное внимание в этой группе уделяется артикуляции и различению оппозиционных звуков.

В подготовительной группе

(от 6 до 7 лет)

Работа над артикуляцией звуков в этой группе ставит задачу полностью устранить дефекты произношения у детей, чтобы они поступили в школу с правильной речью. На первых занятиях повторяется артикуляция гласных и определение места гласных в слове. Ведётся работа над различением твёрдых и мягких согласных. Работа по дифференциации парных согласных звуков может проводиться с картинками. Работа над чередованием слогов со звонкими и глухими согласными. Шутки-чистоговорки для подготовительной группы тоже прорабатываются с ритмическими движениями рук. Углубляется и завершается анализ предложения (предложение – слово – слог – звук) и даётся полный звуковой анализ сначала односложных, а потом двусложных слов. Воспитатели детских садов должны всё время помнить, что работа над развитием произношения и речи тесно переплетается с работой над развитием фонематического восприятия, над звуковым анализом слова и эти два процесса составляют единое целое. Тексты рассказов, стишков могут быть использованы и для закрепления правильного произношения звуков, и для развития речи. Отдельные предложения и слова текста могут служить в качестве упражнения для анализа предложения и звукового анализа слов. То же самое относится к шуткам-чистоговоркам и предложениям на дополнение. В подготовительной группе они могут быть использованы как упражнения для звукового анализа слов. Несколько слов  о планировании работы. Фронтальные логопедические занятия можно проводить как специально, так и комбинированно, включая их в занятия по родному языку (в начале или в конце занятия). Ознакомление с новым звуком, с его артикуляцией надо обязательно проводить как специальное занятие. Оно должно быть построено так, чтобы занятие заканчивалось игрой. Такие занятия проводятся 1-2 раза в месяц. В дальнейшем вся работа над закреплением звук планируется в форме коротких фронтальных занятий (продолжительность занятия 5-10 минут). Эти занятия можно включить в занятия по родному языку, а также проводить в форме специальных занятий в вечерние часы 2 –3 раза в неделю. При планировании индивидуальных занятий с детьми надо точно указать звук, над которым воспитательница будет работать, и вид работы (работа над артикуляцией звука ш, разучивание слов и чистоговорок на звук ш и т.д). Индивидуальные занятия с детьми можно проводить в утренние часы до завтрака, во время свободных игр, летом – во время пребывания де-тей на воздухе. Воспитательница вызывает отдельных детей и проводит занятия с каждым из них в течение 5-10 минут. Занятия можно проводить с 2-3 детьми с одинаковыми дефектами произношения. Индивидуальные занятия желательно проводить ежедневно но не реже 2-3 раза в неделю. Проведение логопедических занятий от случая к случаю не даёт не каких результатов.

WordPress theme: Kippis 1.15