В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольниками задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), её форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей регулирующей и знаковой).
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения её звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.
В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического восприятия. Ребёнок правильно слышит звуки и говорит.
В развитии словаря дошкольника наблюдается значительные качественные и количественные изменения. В речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближённые к самому ребёнку, объекты, с которыми он постоянно действует.
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений.
Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям.
В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б.Эльконина, проявляется проводимая ребёнком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком.
На 5-м году жизни ребёнка обычно происходит уточнение лексики и способов её употребления.
Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Появляется игра словами.
Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление её новых форм – контекстной и объяснительной.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Её единицей уже становится предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. Ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.
Степень связности речи прямо определяется обучением ребёнка. Решающее значение имеет словарный образец взрослого.
К концу дошкольного возраста у ребёнка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.
Объяснительная речь – самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребёнка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передаёт достаточно сложное содержание.
Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.
Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.
В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребёнка. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
Освоение дошкольниками понимания речи даёт возможность взрослым мотивировать свои требования, добиваться сознательного их выполнения. С помощью речи ребёнок воздействует на взрослого и сверстника.
В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция.
О развитии знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребёнком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создаёт предпосылки для обучения грамоте.
К 7 годам ребёнок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу.
У дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5–7 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребёнку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребёнка определённые требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринуждённую беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.