Консультация для воспитателей “Развитие связной речи”

Вопросы развития связной речи изучались в разных ас­пектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Флерииой Е. Л., Бородич А. М. и другими. “Связная речь, — подчеркивал Сохин Ф. А., — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в пра­вильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя”. По тому как дети строят свои вы­сказывания можно судить об уровне их речевого развития.

По мнению профессора Текучева А. В., под связной ре­чью следует понимать любую единицу речи, составные язы­ковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последова­тельного систематического развернутого изложения. Основ­ная функция связной речи — коммуникативная. Она осущест­вляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цени рече­вых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправлен­ной передачи информации. К основным свойствам монологи­ческой речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логи­ческая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Си­туативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. В контекстной речи ее содержание понятно из самого контек­ста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной си­туации, с опорой только на языковые средства.

Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по разви­тию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рас­сматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связа­но с развитием деятельности и общения.

На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые осмыс­ленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенно­стью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы  связных  высказываний  (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочинённых предложений.

К моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различным значениями делает речь бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

При пересказе дети с нарушениями речи ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают звенья, “теряют” действующих лиц.

Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их час­тей. Отмечаются значительные трудности при описании иг­рушки или предмета по плану, данному логопедом.

Творческое рассказывание детям с нарушениями речи дается с большим прудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последователь­ном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пере­сказом знакомого текста.

Формирование связной речи у детей с нарушениями речи  приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собст­венное высказывание, самостоятельно ориентироваться в ус­ловиях речевой ситуации, самостоятельно определять содер­жание своего высказывания.

WordPress theme: Kippis 1.15