
«Детская математика учит на простых умственных играх
развивать свой ум, творить, созидать, производить».
И. Брук
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир дошкольника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если основная образовательная область дополнится кружковой деятельностью «Ступени роста», расширяющий математический кругозор и эрудицию детей, способствующий формированию познавательно – исследовательских действий.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Рабочая учебная программа кружка «Ступени роста» (далее Программа) составлена на основе авторской программы: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» К. В. Шевелева.
Основная форма организации занятий по Программе – игровая, что позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия по Программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. На занятиях широко используется занимательный материал: задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Курс «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» строится на оптимальных для детей дошкольного возраста формах работы, таких как дидактические игры, беседы, наблюдения, игры с правилами, решение проблемных ситуаций и др.
Цель и задачи реализации программы
Цель: всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе.
Основными задачами развития дошкольников в курсе «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» кружка «Ступени роста» являются:
- решать доступные творческие задачи – занимательные, практические, игровые учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
- формирование графических навыков и умений;
- формирование любознательности, активности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
- развивать психические процессы (слуховое и зрительно- пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи – занимательные, практические, игровые;
- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая предметно-пространственная среда.
