МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская. Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.

Фотография: Л. Говорова / фотобанк «Лори»

 

Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.

 

В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.

 

После войны мезенская роспись, как и многие другие народные ремёсла, практически исчезла – стране было не до прялок и корзинок. Отдельные мастера ещё расписывали предметы – но уже не для покупателей, а для сохранения традиций. Возможно, именно это и спасло увядающий промысел – в наши дни в Архангельске и Северодвинске налажено производство сувениров с мезенской росписью. Украшения хороши, в основном выполнены искусно, но ушла прежняя графичность – это связано с тем, что чёткие перьевые контуры уступили место более мягким кистям. Образы уже не рассказывают истории из жизни северных земель – значения узоров и их взаимная связь утрачены. Однако имитации этого старинного промысла выглядят вполне достойно, и ими охотно украшают интерьеры.

WordPress theme: Kippis 1.15