Уровень гласных звуков.
– Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике, сколько хлопну в ладоши.
– Запомни и повтори. Проговаривание серии гласных АУ ИА АУИ ИАУ
АУИА ИУАО.
– То же с выделением ударного звука Ауа аУа ауА.
– Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции.
Уровень слогов.
– Составление всех возможных слогов из предложенных букв.
– Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным произнесением цепочки слогов.
– Пальчики здороваются. На каждое касание пальцев – слог.
– Запомни и повтори цепочку слогов.
– Называние ударного слога в цепочке слогов са-СО-са СО-су-сы сы-су-СА.
– Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике.
– Придумать слог к схеме (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС).
– Назови наоборот са-ас.
– Чтение слогов по таблице.
– «Кто быстрее?» – быстро найти заданный слог в таблице.
– Запись слогов под диктовку с подчеркиванием гласных.
Уровень слова (слоговой анализ).
– Игра «Телеграф». Отхлопывание слова по слогам.
– Ударь мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове.
– Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным проговариванием слова по слогам.
– Записать цифрой количество слогов в слове.
– «Рассели картинки по домам». 1 слог – 1 этаж, 2 слога – 2 этаж, 3 слога – 3 этаж.
– Назвать лишнее по количеству слогов слово мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
– Что изменилось в слове? Лис – лиса – лисица
– Выбрать из названий картинок длинное слово, короткое, одинаковые.
– Подобрать рифму рак – бак.
Уровень слова (слоговой синтез).
– Закончить слово одинаковым слогом ша: ма…, ка…
– «Собери слово». Соединить слоги, записанные вразброс лёт – са – мо.
– Образование сложных слов: лёд, колоть – ледокол.
– Образовать ласковое слово, назвать много предметов: дом – домик, дом – дома.
– Закончить слово смороди…
– Составить слова из слогов ма ра на ша
у ла ши па
Смешанные упражнения (анализ и синтез).
– Поменять слоги местами: рады – дыра, сосна – насос.
– Образовать новое слово из первых слогов данных слов: чайник+ капуста=
=чайка.
– Найти пропущенный слог: ко-…-ва.
– Подбор родственных слов: дом, домик, домашний.
– Придумать слово на 1 слог короче или длиннее данного.
– Придумать слово с заданным количеством слогов.
– «Цепочка слов». Каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова: тигр – рак…