Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
В своей коррекционно – образовательной деятельности я использую следующие инновационные технологии:
- Пальчиковый массаж
- «Су – Джок» – терапия
- Логоритмика
- Мнемотехника
- Синквейн
- ИКТ
- Смехотерапия
Пальчиковый массаж
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками
- прищепочный массаж
- массаж орехами, каштанами
- массаж шестигранными карандашами
- массаж чётками
- массаж зубными щётками
- массаж приборами Су–Джок терапии.
Логоритмика – это система музыкально –двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
- связной речи
- ассоциативного мышления
- зрительной и слуховой памяти
- зрительного и слухового внимания
- воображения
- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Информационно–коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио– и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИКТ в логопедии:
- повышение мотивации к логопедическим занятиям
- организация объективного контроля развития и деятельности детей
- расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности
- возможность быстрого создания собственного
дидактического материала
- визуализация акустических компонентов речи
- расширение спектра невебральных заданий
- обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
- значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления, формирование планирующей функции мышления и речи
- за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным – нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Синквейн является одной из эффективных методик, применяемых в работе с детьми, способствующих формированию речевого развития, как приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему.
Синквейн технология – нерифмованное стихотворение. Гармонично вписывается во все этапы непосредственной образовательной деятельности, развивает лексико – грамматический строй речи и связное высказывание, а так же все ВПФ.
ПРИГЛАШАЮ НА СВОИ ЗАНЯТИЯ!