Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему «Осенний пейзаж» (нетрадиционная техника – печать листьями)

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей.
Задачи:
1. Учить рисовать осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику рисования – печать листьями.
2. Побуждать детей передавать особенности осенних деревьев, добиваясь выразительности с помощью цвета.
3. Продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи детей прилагательные, закрепить понятие «пейзаж».
4. Совершенствовать мелкую моторику рук.
5. Вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материал и оборудование: лист затонированной бумаги формат А4, гуашь, 2 кисти (тонкая и толстая), стаканчик с водой, салфетки, листья деревьев, белая бумага у всех детей для пробы. Запись музыки П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»; репродукция картин И. Левитана «Золотая осень.
Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рисование картин об осени, предварительно затонировали лист (сделали фон всего рисунка).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение поэта М. Иверсена:
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.

Воспитатель: О каком времени года это стихотворение? Как вы догадались? (ответы детей)
Воспитатель: А как называется осень в сентябре? Почему? А в октябре?
Воспитатель : Ребята, посмотрите, этот букет сделан из осенних листьев, которые мы с вами собрали на прогулке. Смотрите какие тут яркие, солнечные цвета! Назовите какого цвета листья в букете? (ответы детей).
Осень и правда все позолотила!
Воспитатель: Дети, как называются картины о природе? (Пейзаж). (показываю картины известного художника И. Левитана «Золотая осень)
Воспитатель: Художников, которые рисуют пейзажи, называют пейзажистами. Давайте и мы с вами превратимся в художников-пейзажистов и нарисуем осенний лес.
Воспитатель: Рисовать осенний лес мы будем листочками с разных деревьев. Я приготовила вам разноцветные листья, возьмите один из них и рассмотрите.
Воспитатель: На что похож листок? (на маленькое дерево)
В середине листа проходит большая прожилка, как вы думаете что это?
(ствол)
От ствола в разные стороны проходят маленькие прожилки, с чем их можно сравнить? (с ветками) А сам листок, что напоминает? (крону дерева)
Практическая часть.
Сейчас мы будем рисовать осенний пейзаж необычным способом, в этом нам помогут наши листочки – мы будем ими печатать.
Вы уже знакомы с этой техникой, я только напомню последовательность работы:
1. Нужно взять листок, положить его на белый лист бумаги, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест.
2. Взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на тонированный лист, прижать его, стараясь не сдвигать с места.
3. Затем взять за черенок и осторожно снять его с листа, положить в сторону.
4. Взять следующий листок покрасить в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.
5. Когда рисунок заполнится отпечатками, нужно с помощью тычка жесткой полусухой кистью дорисовать опавшую листву.
6. Тонкой кистью нарисовать стаю перелетных птиц.

Воспитатель: Прежде чем вы приступите к работе, нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Дети садятся за столы и рисуют, звучит лёгкая, тихая, музыка. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
Воспитатель: Наши пейзажи почти готовы.
Дети заканчивают работы, воспитатель оказывает помощь тем, кто затрудняется.

Анализ работ.
Воспитатель: Как вы думаете, у кого получилась самая яркая картина? У кого самый густой лес? У кого самые высокие деревья? А какой нетрадиционный способ рисования вы использовали?

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие красивые рисунки у вас получились. Давайте сделаем выставку ваших картин и назовем ее «Осенний вернисаж».

 

 

WordPress theme: Kippis 1.15