В ФГОС ДО говорится, что развитие личности, мотивации и способностей детей должно реализовываться через различные виды деятельности и охватывать все направления развития и образования детей, т.е. образовательные области.
В своём выступлении я остановлюсь на игровой деятельности детей дошкольного возраста, приведу примеры того, как интеграция игры с другими видами детской деятельности помогает педагогу в работе с детьми одновременно охватывать несколько образовательных областей программы.
В жизнедеятельности детей дошкольного возраста важное место отводится сюжетно-ролевой игре. Она представляет собой форму социализации ребёнка, обеспечивает вхождение и освоение мира человеческих отношений, как социальных, так и межличностных. Так, например, сюжетно-ролевые игры “Скорая помощь”, “Больница”, “Поликлиника”, “Аптека” уточняют и обогащают представления детей о работе врачей разного профиля, медсестры, работников аптеки, фармацевта. В ходе игры дети берут на себя разные роли, отражают разные взаимодействия (врач-пациент, врач-медсестра, медсестра-пациент, водитель скорой помощи -врач –больной, работник аптеки – покупатель, фармацевт- продавец-заведующий аптекой) и выполняют соответствующие действия. Дети дошкольного возраста способны самостоятельно объединять несколько игр в единый сюжет: “Скорая помощь” и “Больница”, “Поликлиника” и “Аптека”, подбирать и изготавливать необходимые предметы-заместители, например, из поролона и картона – таблетки, из бумаги – рецепты, карточки, из клеёнки – горчичники. Играя, дошкольники отражают в игре личный опыт, а также знания, полученные из бесед, рассказов, художественной литературы, мультфильмов.
Сюжетно-ролевые игры способствуют познавательному, социально- коммуникативному и речевому развитию детей. Если в процессе предварительной работы воспитатель организует игру-драматизацию “Доктор Айболит”, то это окажет влияние и на художественно-эстетическое развитие воспитанников.
Интересная цепочка сюжетно-ролевых игр выстраивается и
по теме “Семья”. Это могут быть игры “Дочки-матери”, “Семья”, “Новый дом”, “Переезд”, “Магазин мебели”, “Новоселье”. В этих играх дети отражают не
только взаимоотношения между членами семьи, передают их ролевые действия, но и показывают взаимоотношения семьи с социумом: со строителями, с представителями автотранспортных компаний, водителем грузовой машины, дизайнером-оформителем интерьеров, продавцом мебельного магазина и т.п. Таким образом, в процессе объединения игр у детей появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, полученными вне дошкольного учреждения, расширяется сфера отображения труда взрослых. В ходе этих игр дети могут исполнять различные песни (колыбельные, потешки, прибаутки и др.), конструировать новый дом из мягких модулей и деталей конструктора, оформлять его интерьер (придумывают рисунки обоев, расставляют мебель и т.д.). Данные игры направлены на социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Большой интерес у детей вызывают игры-путешествия: по реке времени, по странам и континентам, в подводный мир, в космическое пространство и т.д. Они развивают в детях творческие способности, самостоятельность в выборе темы игры, определении линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют дошкольникам самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни будут им ещё долго не доступны.
Так в игре “Космическое путешествие” дети распределяют между собой и выполняют роли инженеров-конструкторов, строителей, космонавтов- исследователей, командира космического корабля, строят космический корабль и космическую станцию, изготавливают из элементов костюмов скафандры, подготавливают продукты питания. Готовясь к “полёту”, дети- космонавты проходят физическую подготовку, выполняя различные упражнения, такие как “Собираемся в полёт”, “Центрифуга”, “Избежим встреч с метеоритом” и т.д., обследуются у врачей. Перед “полётом” ребята могут спеть “Марш юных космонавтов” (муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной) или “Песню юных космонавтов” (авт. муз. Зив, сл. Яковлева), сам полёт может сопровождаться музыкой А. Рыбникова “Свет звёзд”. В ходе игры возможно осуществлять выход в открытый космос – исполнить знакомый детям танец “Месяц и звёзды”. После “полёта” дети могут стать художниками и отразить в рисунках свои впечатления, полученные в игре, при ознакомлении с демонстрационным материалом и репродукциями картин о космосе, просмотре телепередач. Данная игра помогает развивать в дошкольниках социально-коммуникативные и художественно-эстетические умения, познавательные и физические способности.
Готовясь к какому-нибудь путешествию по континентам, например, в Африку,
дети заранее по карте находят её и размышляют о том, на каком транспорте можно туда попасть. Сделав выбор, они распределяют роли. Это могут быть капитан корабля
–стюард -пассажиры, машинист- проводник- пассажир,
лётчик -стюардесса- пассажир, гид, экскурсовод.
В Африке ребят встречает экскурсовод. Он с помощью макета, карты, иллюстраций, фигурок животных или слайдов знакомит путешественников с растительным и животным миром Африки, рассказывает одну из народных африканских сказок, например, сказку “Почему у попугая клюв кривой”. Дети исполняют знакомые им танцы: танец папуасов или африканский танец под песню В. Шаинского на слова Ю. Энтина “Чунга-чанга”.
Такие игры способствует социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Большое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры: игры- бродилки, лото, домино, мозаика и т.д. Тематика их разнообразна, например, “Кто, где живёт?”, “Растительный мир”, “Магазин “Фрукты и овощи”, “Правила дорожного движения”, “По дороге слов”. Они расширяют представления детей об окружающем мире, развивают мыслительную деятельность, способствуют развитию координации движений рук и мелкой моторики.
Важное место в работе с детьми занимают подвижные игры. Например, такие игры, как “Гуси-лебеди”, “Мы – весёлые ребята”, “Мышеловка”, “Водяной”, “Гори-гори ясно”, “Море волнуется” и т.д. развивают артикуляционный аппарат, дикцию, двигательную активность, волю, целеустремлённость.
Исполнение детьми в режимные моменты народных игр с пением и хороводов, таких как “Ворон”, “Верба-вербочка”, не только обогащают представления детей о музыкальном фольклоре, способствуют развитию органов дыхания, но и позволяют закреплять правильное звукопроизношение проблемных звуков “р”, “л”, учат их взаимодействовать в процессе совместной деятельности, развивают двигательные умения.
Интересны детям игры, сочетающие в себе двигательную, познавательно- исследовательскую и коммуникативную деятельности. Например, игры с песком, водой, снегом. Ребята с удовольствием лепят из снега снеговиков, животных, возводят различные постройки, дополняют их различными деталями и раскрашивают разноцветной водой. В процессе этой деятельности они знакомятся со свойствами снега, воды, красителей.
Приведённые примеры подтверждают, что интеграция игры с другими видами детской деятельности позволяет воспитателю одновременно решать задачи различных образовательных областей Программы.