Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Б. Заходер
Тип проекта: Исследовательский
Вид проекта: Краткосрочный (неделя)
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), воспитатель.
Место проведения: территория сада, песочница.
Актуальность темы: Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по-новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям придумывать продолжение своих игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, и развивать ориентирование в пространстве.
Цель проекта: Ознакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка, развитие мелкой моторики средствами песочной игротерапии.
Задачи проекта:
- Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
- Развивать коммуникативные навыки, активизировать речь, внимание, мышление.
- Способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка. Также создать благоприятную обстановку для вновь прибывшим детям.
Форма проведения: Игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.
Продукт проектной деятельности: Лепка руками песочных пирожков, Постройка из песка.
Подведение итогов реализации проекта:
- Ребята узнают о свойства песка.
- Дети будут отличать, и называть характерные признаки песка.
- Дети научатся проводить простейшие опыты.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы.
- У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
- Дети получают удовольствие от деятельности с взрослыми и сверстниками.
- Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей.
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Материалы: познавательная беседа, карточки с изображениями, чтение стихов о песке, песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках.
Список литературы:
- Н.Е. Веракса, О.Р. Галимовпознавательно-исследовательская деятельность дошкольников. «От рождения до школы» 2012 г.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. 2006г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (серия «Вместе с детьми).
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 64 с.
Ход эксперимента:
Он пролез в мои ботинки
И приклеился к носкам!
Что за мелкие соринки
После игр таятся там?
Даже в брючные карманы
Он «запрыгнул», как ни странно!
(Песок)
Напомнить детям о технике безопасности и правиле поведения при иге с песком через стихотворение:
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Куличиков чужих не разорять!
Никого не обижать!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Воспитатель:дети нас на улице на нашей площадке возле песочницы ждёт гостья!
Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем!
Ребята вместе с воспитателем:
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
В гости к ребятам приходит персонаж Красная Шапочка она грустит.
Ребята: спрашивают причину её грусти.
Красная Шапочка: рассказывает, что собралась в гости к бабушке хотела слепить пирожки из песка, но у неё не получается.
Воспитатель: ребята, давайте ей поможем. Песочек рассыпается, и не лепятся пирожки. Как мы можем помочь Красной Шапочке?
Ответы детей:
«Слепим куличики»
Цель: выделить свойства мокрого песка.
Материал: песок, вода.
Воспитатель: Предлагает детям рассмотреть песок можно ли из песка лепить? Попробуйте слепить куличики из сухого песка.
Дети: Не получается?
Воспитатель: Пробуем слепить из влажного. Для этого нам нужно песок полить водой из леек. Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
Какие фигурки получились?
Из какого песка удалось сделать фигурки?
Воспитатель: Мокрый песок принимает любую форму.
Вывод: из влажного песка можно слепить куличики.


«Сухой песок сыпучий»
Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Материал: песочница, сухой песок, формочки.
Воспитатель: Предлагает сделать куличики из сухого песка.
Дети: Не получились, рассыпались. Почему?
Воспитатель: Предлагает набрать в кулачок горсть песка и пересыпать в другу руку.
Дети: Песок легко сыпется.
Воспитатель: сухой песок легко сыпется и рассыпается; сухой песок сыпучий.
Красная Шапочка: так вот почему у меня не получилось слепить куличики.
Воспитатель: а теперь мы с детьми покажем. Но прежде чем приступить нам нужно немного размяться.
Физкультминутка:
«Клен».
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен. Руки подняты вверх, движения по тексту.
Конспект занятия по аппликации «Цыплята»
Оборудование: Клей ПВА, кисть для клея, Материал. декоративный разноцветный песок, клей- карандаш, крупные раскраски, иллюстрация цыплят.
Цель: Развитие творческих способностей, развивать мелкую моторику, обогащать словарь детей.
Задачи:
развивать аккуратность при выполнении работы;
продолжать учить пользоваться клеем и клеевыми кисточками
воспитывать усидчивость, внимательность.
Ход занятия:
Воспитатель:
Жёлтые пищат комочки,
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплятки)
Дети: Цыплятки
Воспитатель: Правильно ребятки, это цыплятки. Сегодня мы с вами сделаем вот такого маленького крохотного цыпленка. Сегодня мы будем художники, а художники необычные мы будем с Вами рисовать песком
Раздать детям крупные раскраски.
воспитатель: какого цвета песок?
дети: ответы детей
воспитатель. а теперь покажите мне большой и указательный палец. показ если дети затрудняются
мы сегодня вот этими пальчиками посыпать песок, а еще представьте, что Вы кормите цыплят приговаривая цып-цып. Нужно не выходить за черный контур.
Пока клей сохнет, давайте отдохнем?
Физкультминутка:
Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Это я, я, я!
воспитатель. а теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось.
давайте высыпем песок в тарелку. и смотрим что получилось.
Воспитатель: Какие хорошенькие у нас получились цыплята.




Консультация для родителей
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРЫ ДЕТЕЙ С ПЕСКОМ»
Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? Играть не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим, и мокрым, и от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.
А как часто вы уважаемые родители, разрешаете вашему ребёнку готовить вместе с вами, изучать различные крупы, пересыпать их из одной миски в другую, перебирать? А ведь именно с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.
Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Уважаемые родители перед началом работы с песком, его необходимо просеять, а затем и прокалить в обычной домашней духовке. Песка должно быть достаточно много, поэтому после такой обработки его насыпаем в объёмный ящик, в котором будет удобно играть ребенку.
Игры с сыпучими материалами рекомендуется проводить дома, а в летнее время можно перенести игру и на улицу. Перед занятием необходимо надеть фартук, так вы приучите ребёнка содержать свою одежду в чистоте. Затем проведём массаж рук ребенка, используя не только растирание рук, но и различные предметы, карандаш с гранями, массажный мячик и прочие приспособления. Другой вариант – предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук.
В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите ребёнку, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п.
Основная цель проведения игр с песком – формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка или мокрого. В процессе игр детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый). Игры с
песком имеют воспитательную и образовательную направленность и призваны решать задачи, познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки.
Занимайтесь, играйте с детьми и получайте радость от общения с вашим ребёнком.