
Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 3 года Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский
* Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрены
* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены
* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены
* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено
Пояснительная записка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи ребенка.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Литературные произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа.
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общение и в самостоятельном словесном творчестве.
Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух, способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Программа кружка составлена с учетом возрастных особенностей детей, при условии системного и планомерного обучения.
Нормативно-правовые основы разработки программы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Санитарные правила СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
Устав МБДОУ №72 «Кораблик»
1.1. Цель: Развитие литературного интереса и творческого мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста.
1.2. Задачи кружка «Юный книголюб»
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
1.3.Актуальность.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.
В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений,связанный с социальным миром , миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов.
Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
1.4.Срок реализации данной программы:
Содержание рассчитано на детей от 4 до 7 лет.
1-ый год обучения – дети 4-5 лет; 2-ой год обучения – дети 5-6лет;
3-ий год обучения – дети 6-7 лет
1.5. Ожидаемый результат
- У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
- У детей появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
- Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты.
- Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.
- Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.
- Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
- Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
- Активно используют разнообразные невербальные средства общения.
- Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
- Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
1.6.Национально-региональный компонент.
Основными задачами работы литературного кружка «Юный книголюб» с учетом национально – регионального компонента являются:
ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям русского и других народов, проживающих на территории России; устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.
воспитание познавательного интереса,нравственно-патриотических чувств и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих на территории России.
1.7.Компонент ДОУ.
Данная работа организуется в средней, старшей и подготовительной группах с октября по май каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Кружок проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня, 4 раза в месяц.
Для детей 4-5 лет продолжительность занятия-20 минут, для детей 5-6 лет-25 минут, для детей 6-7 лет-30 минут.
1.8.Возрастные особенности ознакомления с художественной литературой.
В средней группе углубляется работа по восприятию детьми литературных произведений. У детей вырабатывается способность глубже вникать в содержание произведения, они ярче выражают свое отношение к героям произведений и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства.
Внимание детей средней группы можно останавливать не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, развития у них «чувства поэтического слова».
После рассказывания необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведений, и самые простые – по художественной форме. Только такой анализ дает возможность воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы.
Очень важно правильно продумать и поставить вопросы после чтения произведений, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Правильный анализ литературного текста делает художественную речь достоянием самого ребенка, а в последующем она станет осознанно включаться в его речь, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание.
При чтении стихотворений воспитатель развивает у детей средней группы способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения.
В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
1.9.Основные методы ознакомления с художественной литературой
1.9.1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
1.9.2.Рассказывание воспитателя.
Это относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, их замена, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
Приемы обучения рассказыванию.
- Рассказывание по вопросам представляет по существу ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определенном порядке.
Важно вопросы составить заранее и таким образом, чтобы вопросы были понятны детям, чтобы они могли наиболее полно и последовательно передать содержание рассказываемого. Этот прием обучения используется во всех группах детского сада и на разных занятиях. Самое широкое применение этот прием имеет в младшей группе, поскольку дети трех-четырех лет неспособны к самостоятельному составлению рассказа.
В средней и старшей группах рассказывание по вопросам применяется в отдельных случаях и служит подготовительным этапом к самостоятельному рассказу, например на занятиях по картине, при пересказе литературного произведения.
- Рассказывание по образцу. Образцом для детского рассказа может служить рассказ воспитателя или же литературное произведение, народная сказка. Образец, на котором дети учатся, должен быть им доступен для подражания. Это требование относится как к содержанию, так и к языку. В качестве образца для рассказывания мы должны выбирать более простые рассказы, чем для слушания, так как слушать и понимать легче, чем самому рассказывать.
Рассказ воспитателя может учить только тогда, когда он обладает качествами, которые должен заимствовать ребенок (связность, последовательность изложения, грамматическая правильность; точность языка). Рекомендуется после рассказа-образца давать детям указания, о чем и как они должны рассказывать.
Рассказывание по образцу как прием обучения применяется в средних и старших группах.
- Рассказывание по указаниям. Воспитатель дает детям тему для рассказа и указания, как рассказывать. Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.
В детском саду в средних и старших группах проводятся разнообразные занятия по обучению рассказыванию. Это рассказы детей о том, что они сами пережили или наблюдали, пересказ литературных произведений, придумывание рассказов по картинкам или на темы, предложенные воспитателем, дидактические игры с рассказыванием и с описанием предметов.
1.9.3.Инсценирование.
Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Дети дошкольного возраста не только благодарные, увлекающиеся слушатели, но и зрители. Они любят смотреть спектакли кукольного или теневого театров, кукольные представления. Эти зрелища для детей имеют воспитательную ценность. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство, сценическое искусство.
Инсценирование художественных произведений требует от воспитателя предварительной подготовки, которая заключается в следующем: работа над передачей выразительности текста произведения, подбор игрушек, кукольной обстановки и других предметов, репетиция спектаклей игрушек, чтобы овладеть наиболее удобными и экономичными движениями для передачи действия кукол. Подобные спектакли игрушек, как полезное и радостное развлечение, можно показать детям в часы игр во вторую половину дня.
1.9.4.Заучивание наизусть.
Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.
В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»
В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника – научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка – иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот – иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети “не услышат” слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
1.10.Литература
- О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». Москва, ТЦ Сфера, 2016.
- В.В.Гербова»Приобщение детей к художественной литературе»,Москва-синтез, 2010
- О.В. Дыбина «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе», Мозайка—Синтез,2008.
- К.В.Иванова, С.Н.Черкунова «Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой», Москва, Центр педагогического образования,2008
- В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» издатель: Учитель 2008; серия : Дошкольник
- Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – «Педагогическое общество России», 2007 .
- О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» Год: 2010 Издание: Паритет
- Комплексные занятия. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева,
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.
Приложение №1
7.1.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Для эффективной организации работы и грамотной диагностики усвоения содержания программы необходимо учитывать возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений.
Основными диагностическими «инструментами» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессеизучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.
При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада\ Под ед. Г.А.Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995.
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:
– Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.).
– В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение.
– При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.
– Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.).
– Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребёнка к прочитанному.
Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.
Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы индивидуально:
– Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
– Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.
– Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка смысл.
– Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
– Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес.
– До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.
– Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон). На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.
Полная диагностика в программе
