
Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 3 года Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский
* Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрены
* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены
* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены
* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

Пояснительная записка.
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.
Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. “искусство песка”. Песок – та же краска, только работает по принципу “света и тени”, прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Нормативно-правовые основы разработки программы.
- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации
- (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26).
- Устав МБДОУ № 72 «Кораблик».
Цель программы:
сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией.
- Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Развивающие:
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
- Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные:
- Развивать моторику рук, посредством работы с песком.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Принципы и национально-региональный компонент Программы.
Деятельность по реализации поставленных целей и задач осуществляется на основе следующих принципах дошкольного образования, сформулированных во ФГОС ДО:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самооценки дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Программа строится на основании следующих принципов:
- развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Компонент ДОУ
Занятия песочным рисованием носит комплексный характер, так как воздействие происходит благодаря различным формам работы: мотивационным играм, настраивающим ребенка на работу с песком, вызывающим чувство доверия к песку, упражнениям, способствующим выработке навыков рисования песком, эвристическим беседам, необходимым для улучшения понимания детьми особенностей изобразительного объекта и самостоятельной творческой деятельности в технике песочной анимации.
Группы формируются из воспитанников 4-5 лет (средняя группа) и 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).
Продолжительность занятий в средней группе-20 минут, в старшей и подготовительной- 30 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Схема занятия песочной анимации.
Средний возраст(4-5лет).
Блок занятия | Деятельность | Расшифровка деятельности. |
Введение (1 минута) | ||
Организационная деятельность (3 минуты) | Мотивационные игры и упражнения. | 3-4 мотивационные игры или упражнения, настраивающие детей на работу с песком. |
Познавательная деятельность (3 минуты) | Обсуждение темы рисунка, беседа, показ педагогом вариантов и способов рисования. | Беседа по теме занятия для расширения знаний детей о теме рисунка и совместного определения приемов рисования и последовательности его выполнения. |
Творческая деятельность (10 минут) | Песочная анимация. | Самостоятельная творческая деятельность детей в технике песочной анимации. |
Завершение (3 минуты) |
Схема занятия песочной анимации.
Старший возраст (5-7 лет).
Блок занятия | Деятельность | Расшифровка деятельности. |
Введение (1 минута) | ||
Организационная деятельность (6 минут) | Мотивационные игры и упражнения. | 3-4 мотивационные игры или упражнения, настраивающие детей на работу с песком. |
Познавательная деятельность (5 минут) | Обсуждение темы рисунка, беседа, показ педагогом вариантов и способов рисования. | Беседа по теме занятия для расширения знаний детей о теме рисунка и совместного определения приемов рисования и последовательности его выполнения. |
Творческая деятельность (15 минут) | Песочная анимация. | Самостоятельная творческая деятельность детей в технике песочной анимации. |
Завершение (3 минуты) |
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы «Песочная фантазия».
– ребенок умеет распределять песок по световому столу;
– ребенок применяет стилизацию;
– заполняет песком контуры рисунка;
– пользуется различными предметами для проведения разных типов линий;
– изображает предмет пальцами, создает фон для изображения;
– фантазирует на заданную тему;
– применяет вспомогательные предметы в декоре рисунка;
– добивается законченности работы;
– может работать в коллективе;
– бережно относится к инструментам, приспособлениям, материалам;
– определяет порядок выполнения песочной анимации;
– знает основные свойства кварцевого песка.
Оборудование
1.Кварцевый песок.
2. Стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой.
3. Антистатик.
4. Музыка (релакс)
5. Интерактивная доска.
6. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой кружка).
7. Сюрпризные моменты.
ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ.
Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу):
-насыпание;
-наброс.
1. Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).
2. Песочная струя:
-песчинки попадают в одну точку-круг;
-песочная струя рассыпается зигзагом – волны, чайки…;
– песочная струя рассыпается дугой – холмы, горы…;
– песочная струя рассыпается линией – дороги, дома…;
– песочная струя рассыпается замкнутой линией – воздушные шары, облака…;
– песочная струя рассыпается спиралью – порыв ветра, снежные бури…;
3. Рисование пальцами – песок раздвигается пальцами по фону;
4. Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);
5. Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);
6. Линейный наброс песка (лучи солнца);
7. Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
8. Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)
9. Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).
К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.
