Рабочая программа дополнительного образования по курсу “Песочная фантазия” (художественно-эстетическое развитие) Возраст обучающихся 4-7 лет

Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 3 года Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский

* Рабочие программы предметов и курсов  не предусмотрены

* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены

* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены

* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

Пояснительная записка.

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.

Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. “искусство песка”. Песок – та же краска, только работает по принципу “света и тени”, прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.

Нормативно-правовые основы разработки программы.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации
  •  (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26).
  • Устав МБДОУ № 72 «Кораблик».

Цель программы:

сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование      эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией.
  • Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.

Развивающие:

  • Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
  • Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные:

  • Развивать моторику рук, посредством работы с песком.
  • Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Принципы и национально-региональный компонент Программы.

Деятельность по реализации поставленных целей и задач осуществляется на основе следующих принципах дошкольного образования, сформулированных во ФГОС ДО:

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самооценки дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Программа строится на основании следующих принципов:

  • развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
  • научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Компонент ДОУ

Занятия песочным рисованием носит комплексный характер, так как воздействие происходит благодаря различным формам работы: мотивационным играм, настраивающим ребенка на работу с песком, вызывающим чувство доверия к песку, упражнениям, способствующим выработке навыков рисования песком, эвристическим беседам, необходимым для улучшения понимания детьми особенностей изобразительного объекта и самостоятельной творческой деятельности в технике песочной анимации.

Группы формируются из воспитанников 4-5 лет (средняя группа) и 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).

Продолжительность занятий в средней группе-20 минут, в старшей и подготовительной- 30 минут.

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.

Схема занятия песочной анимации.

Средний возраст(4-5лет).

Блок занятия Деятельность Расшифровка деятельности.
Введение  (1 минута)    
Организационная деятельность (3 минуты) Мотивационные игры и упражнения. 3-4 мотивационные игры или упражнения, настраивающие детей на работу с песком.
Познавательная деятельность (3 минуты) Обсуждение темы рисунка, беседа, показ педагогом вариантов и способов рисования. Беседа по теме занятия для расширения знаний детей о теме рисунка и совместного определения приемов рисования и последовательности его выполнения.
Творческая деятельность (10 минут) Песочная анимация. Самостоятельная творческая деятельность детей в технике песочной анимации.
Завершение (3 минуты)    

Схема занятия песочной анимации.

Старший возраст (5-7 лет).

Блок занятия Деятельность Расшифровка деятельности.
Введение  (1 минута)    
Организационная деятельность (6 минут) Мотивационные игры и упражнения. 3-4 мотивационные игры или упражнения, настраивающие детей на работу с песком.
Познавательная деятельность (5 минут) Обсуждение темы рисунка, беседа, показ педагогом вариантов и способов рисования. Беседа по теме занятия для расширения знаний детей о теме рисунка и совместного определения приемов рисования и последовательности его выполнения.
Творческая деятельность (15 минут) Песочная анимация. Самостоятельная творческая деятельность детей в технике песочной анимации.
Завершение (3 минуты)    

Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы «Песочная фантазия».

– ребенок умеет распределять песок по световому столу;

– ребенок применяет стилизацию;

– заполняет песком контуры рисунка;

– пользуется различными предметами для проведения разных типов линий;

– изображает предмет пальцами, создает фон для изображения;

– фантазирует на заданную тему;

– применяет вспомогательные предметы в декоре рисунка;

– добивается законченности работы;

– может работать в коллективе;

– бережно относится к инструментам, приспособлениям, материалам;

– определяет порядок выполнения песочной анимации;

– знает основные свойства кварцевого песка.

Оборудование

1.Кварцевый песок.

2. Стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой.

3. Антистатик.

4. Музыка (релакс)

5. Интерактивная доска.

6. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой кружка).

7. Сюрпризные моменты.

ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ.

Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу):

-насыпание;

-наброс.

1. Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).

2. Песочная струя:

-песчинки попадают в одну точку-круг;

-песочная струя рассыпается зигзагом – волны, чайки…;

– песочная струя рассыпается дугой – холмы, горы…;

– песочная струя рассыпается линией – дороги, дома…;

– песочная струя рассыпается замкнутой линией – воздушные шары, облака…;

– песочная струя рассыпается спиралью – порыв ветра, снежные бури…;

3. Рисование пальцами – песок раздвигается пальцами по фону;

4. Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);

5. Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);

6. Линейный наброс песка (лучи солнца);

7. Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);

8. Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)

9. Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).

К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.

WordPress theme: Kippis 1.15