Рабочая программа кружка “Говорушки” (речевое развитие) с детьми 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы)

Рабочая программа кружка “Говорушки” (речевое развитие) с детьми 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы)

Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 3 года Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский

* Рабочие программы предметов и курсов  не предусмотрены

* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены

* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены

* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

«В речи слово выражение мысли…

и потому слово должно соответствовать тому,

что оно выражает»

(Л.Н.Толстой)

  Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Говорушки».

 Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

 Нормативно-правовые основы разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации
  • Устав МБДОУ №72 «Кораблик» г. Мытищи.

Направленность и практическая значимость программы

Направленность: речевое развитие

Уровень освоения: общекультурный.

 Новизна программы  состоит в том, что обучение детей проводится с четырехлетнего возраста; занятия нацелены на разностороннее развитие ребенка: его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления; подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой.

Программа реализуется в детском саду, осуществляющей образование детей в рамках дополнительного образования. Использование данной программы удовлетворяет потребности и запросы всех участников образовательного процесса:

– потребности детей в дополнительных занятиях;

– потребность педагогов в расширении рамок основной образовательной программы и усиление ее за счет дополнительного курса;

– запрос родителей и законных представителей на осуществление всестороннего развития личности ребенка.

Цели и задачи реализации программы

Целью программы «Говорушки», является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизировать речь детей.
  • Обогащать активный и пассивный словарь.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Формироватьумения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
  • Формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение говорить и слушать.
  • Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
  • Развивать внимание, зрительное восприятие.
  • Развивать эмоциональный отклик на результат игры.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность и умение слушать.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Здоровьесберегающие:

  • создание эмоционального комфорта.

Национально-региональный компонент

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:

– обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

– гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;

– защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

– светский характер образования;

– свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

– адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

– автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

В соответствии с ФГОС ДО:

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;

– уважение личности ребенка;

– реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество с семьей.

Компонент ДОУ

Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю, составлены с учетом возрастных физиологических, психологических и познавательных особенностей детей, продолжительностью  18 минут, количество детей – 15 детей).

На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. В каждое занятие включены пальчиковая гимнастика и упражнения направленные на развитие мелкой моторики. Дети получают новые знания, у них формируются умения и навыки, они учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.

Занятие содержим много познавательной информации, насыщены физкультминутками, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, играми на развитие речевого дыхания.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме.

 Актуальность  данной программы обусловлена необходимостью развития ребенка, в частности, речевого развития. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Ожидаемые результаты:

  • Обогащать активный и пассивный словарь детей;
  • Сформировать навык выражать свои чувства и понимать чувства других;
  • Сформировать навык умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
  • Сформировать навык  потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи.

 Подведение итогов реализации образовательной программы

  • Открытые мероприятия для родителей.

Список литературы.

  1. Арефьева А.Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» – Москва: ТЦ Сфера, 2008г.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56с. (Логопедические технологии.)
  3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с., ил.

4 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

Методическая работа основана на программе Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.

WordPress theme: Kippis 1.15