
Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 3 года Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский
* Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрены
* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены
* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены
* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено
«В речи слово выражение мысли…
и потому слово должно соответствовать тому,
что оно выражает»
(Л.Н.Толстой)
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Говорушки».
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Нормативно-правовые основы разработки программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации
- Устав МБДОУ №72 «Кораблик» г. Мытищи.
Направленность и практическая значимость программы
Направленность: речевое развитие
Уровень освоения: общекультурный.
Новизна программы состоит в том, что обучение детей проводится с четырехлетнего возраста; занятия нацелены на разностороннее развитие ребенка: его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления; подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой.
Программа реализуется в детском саду, осуществляющей образование детей в рамках дополнительного образования. Использование данной программы удовлетворяет потребности и запросы всех участников образовательного процесса:
– потребности детей в дополнительных занятиях;
– потребность педагогов в расширении рамок основной образовательной программы и усиление ее за счет дополнительного курса;
– запрос родителей и законных представителей на осуществление всестороннего развития личности ребенка.
Цели и задачи реализации программы
Целью программы «Говорушки», является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать речь детей.
- Обогащать активный и пассивный словарь.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Формироватьумения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
- Формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение говорить и слушать.
- Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
- Развивать внимание, зрительное восприятие.
- Развивать эмоциональный отклик на результат игры.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность и умение слушать.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Здоровьесберегающие:
- создание эмоционального комфорта.
Национально-региональный компонент
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
– обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
– гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;
– защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
– светский характер образования;
– свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
– адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
– автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
В соответствии с ФГОС ДО:
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;
– уважение личности ребенка;
– реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Сотрудничество с семьей.
Компонент ДОУ
Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю, составлены с учетом возрастных физиологических, психологических и познавательных особенностей детей, продолжительностью 18 минут, количество детей – 15 детей).
На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. В каждое занятие включены пальчиковая гимнастика и упражнения направленные на развитие мелкой моторики. Дети получают новые знания, у них формируются умения и навыки, они учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.
Занятие содержим много познавательной информации, насыщены физкультминутками, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, играми на развитие речевого дыхания.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью развития ребенка, в частности, речевого развития. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.
Ожидаемые результаты:
- Обогащать активный и пассивный словарь детей;
- Сформировать навык выражать свои чувства и понимать чувства других;
- Сформировать навык умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
- Сформировать навык потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи.
Подведение итогов реализации образовательной программы
- Открытые мероприятия для родителей.
Список литературы.
- Арефьева А.Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» – Москва: ТЦ Сфера, 2008г.
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56с. (Логопедические технологии.)
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с., ил.
4 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.
Методическая работа основана на программе Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.
