
Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 4 года Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский
* Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрены
* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены
* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены
* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Волшебная кисточка».
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Поэтому необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в дошкольном образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам передачи полученной информации стандартным набором изобразительных материалов. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Новизна и оригинальность программы заключается: в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, исследовательской, учебной); ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством народов России и орнаментальным искусством народов Севера; использовании тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала, позволяющего сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными; применении здоровьесберегающих образовательных технологий.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного
Нормативно-правовые основы разработки программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации
- Устав МБДОУ №72 «Кораблик» г. Мытищи.
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.
Задачи программы:
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Знакомить с образцами народных росписей (дымковская и филимоновская роспись, городец, семеновские матрешки) и орнаментами народов Севера.
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности.
- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
- Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе и в ДОУ в целом.
- Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Национально-региональный компонент
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
– обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
– гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;
– защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
– светский характер образования;
– свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
– адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
– автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
В соответствии с ФГОС ДО:
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;
– уважение личности ребенка;
– реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Сотрудничество с семьей.
Компонент ДОУ
Участники. Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад, входят в состав группы не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Продолжительность реализации программы. Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает:
младшую группу –от 3 до 4 лет,
среднюю группу – от 4 до 5 лет,
старшую группу – от 5 до 6 лет,
подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Методические рекомендации.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий:
вторая младшая группа -10-15 минут;
средняя группа – 15-20 минут;
старшая группа – 20 – 25 минут;
подготовительная к школе группа – 25-30 минут.
Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия:
В ходе реализации программы «Волшебная кисточка» дети знакомятся с разнообразными техниками рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- оттиск поролоном;
- оттиск печатками из ластика;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная
- пластилинография.
- граттаж
- диотипия
- батик
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
7. При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Ожидаемый результат:
- самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;
- самостоятельно передают композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражают эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через рисунок;
- положительно относятся к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- дают мотивированную оценку результатам своей деятельности и деятельности товарищей;
- проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству народов России, орнаментам народов Севера.
Учебно-тематический план работы кружка
Программа «Волшебная кисточка» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.
