
Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 1 год Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский
* Рабочие программы предметов и курсов не предусмотрены
* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены
* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены
* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено
Пояснительная записка к кружку «Мир геометрических фигур».
Пояснительная записка
Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка.
Конструирование и моделирование из геометрических фигур полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Рабочая программа кружка «Мир геометрических фигур» (далее Программа) составлена на основе авторской программы: «Конструирование из геометрических фигур» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
Конструирование в рамках Программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
Активная работа кружка будет способствовать развитию у ребенка пространственной ориентации; формированию элементарных геометрических, представлений; расширению кругозора; развитию эмоциональных чувств, воображения, фантазии, мышления, трудолюбия.
Нормативно-правовые основы разработки программы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26).
- Устав МБДОУ № 72 «Кораблик».
Направленность и практическая значимость программы
Направленность: техническая.
Новизна состоит в том, что данная Программа использует при организации образовательной деятельности информационно- коммуникационных технологий, позволяющих повысить познавательную активность дошкольников (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.
Цель и задачи реализации программы
Цель: всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых элементарных математических представлений, формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие
- формирование представлений о плоскостных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
- Комбинировать детали, сочетать по форме, соединять, накладывать, приклеивать.
Развивающие
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая предметно-пространственная среда.
Принципы и национально-региональный компонент
При построении Программы используются следующие принципы:
– от простого к сложному;
– доступность содержания программы;
– системность и последовательность материала;
– наглядность;
– учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Национально-региональный компонент
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
– обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
– гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;
– защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
– светский характер образования;
– свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
– адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
– автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
– сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
В соответствии с ФГОС ДО:
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;
– уважение личности ребенка;
– реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество с семьей.
Компонент ДОУ
Занятия содержат много познавательной информации, насыщены игровыми ситуациями. На занятиях используются: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество образовательного процесса и ограничить нагрузку детей. Обязательно в каждое занятие включены физкультурные минутки, которые позволяют детям расслабиться.
Группа формируется из одновозрастных воспитанников.
Продолжительность занятия – 18 мин.
Занятия проводятся 1 раза в две недели во второй половине дня.
На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его интеллектуальные способности, воображение. В каждое занятие включены пальчиковая гимнастика и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Дети получают новые знания, у них формируются умения и навыки, они учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.
Актуальность Программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Целесообразность кружка. Составление конструкций из плоских геометрических фигур – эффективный ключ к всестороннему развитию ребенка. Выполняя задания, ребенок в игровой форме освоит навыки счета и познакомится с особенностями геометрических фигур, разовьет зрительно-моторную координацию, произвольное внимание, пространственное и логическое мышление, а также научится вырезать и клеить.
Различные приёмы плоскостного конструирования способствуют активизации работы обоих полушарий головного мозга и оказывают благоприятное воздействие на развитие познавательных умений, необходимых детям для достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы « Мир геометрических фигур»
Ожидаемый результат
Ребёнок будет иметь представление о:
– геометрических фигурах и их разновидностях, общих свойствах, выполнять их классификацию по разным основаниям, охотно объясняя свои действия.
– освоит навыки счёта;
– научится составлять конструкции из плоских геометрических фигур.
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Список литературы
- «Конструирование из геометрических фигур» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., – Феникс, 2019
- Е. Крош «Аппликация из геометрических фигур», -Феникс, 2015.
Рабочая программа кружка «Мир геометрических фигур» (далее Программа) составлена на основе авторской программы: «Конструирование из геометрических фигур» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
В своей работе использую: наглядный материал (картинки, рисунки, плакаты, фотографии, схемы); мультимедийные материалы.
К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.
