
Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающие запросам и влечениям самого ребёнка.
Л. С. Выготская
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.
Эбнер-Эшенбах М.
С рождения и до 3-х лет окружающий мир ребенка – это его родные, его семья. В младенчестве впечатления малы, расплывчаты. Ребенок растет, растет и окружающий его мир- родной дом, улица, город, детский сад. У ребёнка появляются собственные интересы, границы окружающего мира расширяются, расширяется мир человеческих отношений.
Известный психолог Л.С. Рубинштейн считал, что в процессе игры ребёнок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль расширяет, обогащает, углубляет свою собственную.
Существуют разные виды игр – подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно – ролевые.
Сюжетно- ролевая игра является основным, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Ребёнок растет, развивается, а вместе с ним развивается игра. Простейшие, обыденные сюжеты перерастают в более сложные разнообразные, захватывающие многие сферы деятельности человека.
Сюжетно – ролевая игра имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Развивает память, внимание, творчество, воображение, учит договариваться с партнёром, сдерживать и объяснять свои желания, закаляет характер. Во время игры дети учатся прислушиваться и учитывать желание играющих, настоять на своем, доказать правильность своего желания.
В сюжетно-ролевой игре ребёнок передает свои впечатления, наблюдения окружающего мира. Понимает, что его игра «понарошку», но тем не менее, испытывает, переживает реальные чувства, обогащая свой внутренний мир.
С раннего детства в основе игры ребёнка лежит подражание окружающему его миру -поведение родных, их слова, поступки, действия -всё копирует ребенок, привносит в свою игру. Игра не остается неизменной – она усложняется, развивается, изменяется, дополняется. В процессе игры дети проигрывают различные жизненные ситуации, сюжеты окружающего мира.
Умение играть не является врождённым, не приходит само по себе. Этому надо научить ребёнка.
К сожалению, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. Родители заменяют игру телевизором или смартфоном, в детском саду игру заменяют разными формами обучения. А это значит, что у ребёнка не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. Необходимо помочь детям научиться играть и овладеть сюжетно – ролевыми играми.
В данный период я работаю с детьми средней группы, 4-5 лет,
– направляю свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие,
– побуждают детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре;
-учу их описывать сюжетные события,
-очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
-для развития речевой активности учу детей вступать в диалог с играющими, понимать их намерения в игре.
– для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком помогают малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры и т. п.), а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и других деталей). Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания.
По мнению исследователей, в средней группе было бы целесообразно отказаться от принципа зонирования игрового пространства, так как это начинает тормозить воображение детей.
Стараюсь создать такую творческую предметно-развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте, по мнению Н. Я. Михайленко, еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данного возраста, так как свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером-воспитателем).
Стараюсь применять в игре методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности. Вступая в ролевой диалог с ребятами, могу брать на себя как главную, так и дополнительную роль, то есть становится играющим партнером.
Выступая в главной (основной) роли в игре, показываю ребенку образец взаимодействия с партнером, вызываю его на активное ролевое поведение (ребенок-клиент рассказывает педагогу-парикмахеру, какая ему нужна прическа, какие образцы причесок он хочет выбрать в журнале). Предлагая ребенку главную роль, беру на себя дополнительную роль, и с этой позиции пробуждаю его активность с помощью наводящих вопросов (спрашиваю у ребенка-продавца, какой есть в наличии ассортимент товаров, продемонстрировать действие технического устройства и т. п.). Выступая в роли советчика, во время игры ненавязчиво вмешиваюсь, помогая ребенку словом, советом.
Чтобы выправить ситуацию «пробуксовывания» сюжета (например, шоферам, увлекшимся ремонтом машины, советую быстрее поставить запасное колесо, так как их дети ждут своих пап-мастеров у дверей квартиры – они забыли ключи и т. п.), что выводит игру на новый виток, дает ей другое направление и позволяет ввести дополнительные персонажи (мамы, дети) или сменить одни роли на другие (например, один из шоферов становится ребенком, ждущим папу).
Для планирования и организации сюжетно-ролевых игр советую книгу Н, Ф. Губановой «Развитие игровой деятельности. Средняя группа». В ней дается примерная тематика сюжетно-ролевых игр-ситуаций, которые могут освоить дети пятого года жизни:
– игры в семью;
– игры в транспорт;
– игры в больницу;
– игры в магазин;
– игры в мастерскую;
– игры в парикмахерскую;
– игры в почту;
– игры в детский сад.
Наиболее востребованными сюжетами у детей нашей группы игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения.
Надеюсь, что в дальнейшем, в процессе руководства игры с предметами у детей постепенно трансформирую в игры со сверстниками.
Переключая внимание ребенка с предмета на играющего сверстника, ставлю перед собой задачу развития уровня игровых умений ребенка.
Ребенок в игре со сверстником включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия. Для того чтобы у ребенка проявлялось соответствующее роли поведение, его действия должны отражать характер данной роли.
Так, если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.).
Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому стараюсь заботиться о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий (медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки). Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин. Вводя в игру новые роли, помогаю расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения.
Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты,
– могут одновременно выступать и в роли грузчиков,
-могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе.
Игра «Врач». Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.
Игры в «Детский сад» отражаются события повседневной жизни дошкольного учреждения (воспитатель водит малышей на прогулку, проводит занятия, устраивает праздники).
Организуя подобные игры, обращают внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателей и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок; дети ухаживают за растениями, делают зарядку; воспитатель учит детей рисовать).
Я стремлюсь, чтобы у каждого из детей был высокий уровень игровой деятельности.
-Чтобы дети обсуждали с партнерами замысел игры;
-выступали с предложениями по обогащению сюжета;
-придумывали игры с продолжением;
-использовали разнообразные средства выразительности; и т. д. ;
Обогащению игровых сюжетов способствуют:
– экскурсии и целевые прогулки,
– рассказы о профессиях,
– тематические беседы,
– дидактические и театрализованные игры,
– показ иллюстраций, мультфильмов, чтение книг.
Все эти формы взаимодействия с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.
Предварительная работа должна быть целенаправленной, емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему.
В такой работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком, видно взаимопроникновение различных видов детских игр.
Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
Целевые прогулки и экскурсии позволяют поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дают им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Нужно превращать экскурсии в увлекательное путешествие. Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия.
Так же в своей работе я заметила, что увлекают детей и придуманные мной рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.).
Рассказы воспитателя обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
Тематические беседы
Тематические беседы проясняют представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета.
Вовлекаю ребят в диалог и наводящими вопросами вызываю их речевую активность.
Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие:
«Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных»,
«Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»;
«Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества.
Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли.
Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей.
Считаю, что обходимо уделять особое внимание взаимодействию воспитателей с родителями воспитанников в области игровой деятельности, так как это расширит жизненный и игровой опыт детей. Можно сделать памятку для родителей по сюжетно-ролевой игре детей.
Для определения уровня сформированности игровых умений у дошкольников была использована диагностика сюжетно-ролевой игры по методике авторов:
Д. Б. Эльконина, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.
Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития игровых умений.
-Способен выстроить игровой сюжет
-Умеет отражать или вести роль
-Умеет взаимодействовать с партнёрами
-Организует игровое пространство в соответствии с ролью
Всего выделено пять критериев.
- Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
- Содержание игры.
- Сюжет игры.
- Выполнение роли и взаимодействие детей в игре, ролевое общение.
- Игровые действия, игровые предметы.
Критерии оцениваются по трем уровням:
- высокий
- средний
- низкий
Выводы
В последнее время в обществе сложилась ситуация, когда материальный достаток семьи, разнообразие образовательных программ, уровень информированности родителей растут, а проблемы в дошкольном образовании не уменьшаются.
Увеличивается количество проблемных и неуправляемых детей, замкнутых на своих трудностях и не замечающих положения окружающих.
В детском саду все острее встает проблема дисциплины. Дети чаще впадают в гнев, не могут договориться друг с другом, уступить, войти в положение другого человека и понять его.
Как преодолеть неуживчивость ребенка, его отстраненность, неустойчивость, неприспособленность к окружающему миру? Один из ответов — с ребенком нужно играть.
Наблюдения, проводимые в группе, показали, что явление эгоцентризма присуще многим детям, а сюжетно-ролевым играм уделяется недостаточно времени.
Опыт показал, что для организации сюжетно-ролевых игр очень удобно использовать проектный метод.
Сюжетно-ролевая игра — итог большой предварительной работы, в которой задействованы разнообразные виды деятельности. Но самое важное — ребенок вживается в свою роль, сюжет, наполняет игру собственными эмоциями и чувствами, предугадывает ответное поведение партнера, его переживания.
Воображаемая ситуация игры складывается из сюжета и ролей. Сюжет, как зеркало, отображает окружающий мир, общественную. Роль педагога при этом велика. Он помогает сориентировать ребенка на выполнение игрового действия и пояснение его смысла партнеру.
Результатом проведенной работы стали сплоченность детей, их сотрудничество, добрые, дружеские взаимоотношения.
Родителям и педагогам стоит уделять внимание чувствам и потребностям самого ребенка.
Для этого надо установить с ним теплые, доверительные отношения, проявить неподдельный интерес к его детским заботам, одновременно ориентируя его на проблемы других. Научить его стремиться к справедливости, преодолевать желание не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться правилам игры.
