
В настоящее время количество детей с недостатками произношения с каждым годом увеличивается и у большинства детей наблюдается позднее начало речевого развития и, как следствие, запаздывает формирование звукопроизношения (в норме ребёнок к 5-ти годам должен правильно произносить все звуки речи).
В программу кружка «Говорушки» входит система занятий по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений, («речь с движением»), направленных на развитие всей связной речи.
Развитие артикуляционного аппарата:
Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Развитие ручной моторики:
- пальчиковая гимнастика,
- массаж пальцев,
- обведение фигур по контуру,
- упражнения с мелкими предметами (работа с крупой, мозаикой, шнуровкой, прищепками, счетными палочками и др.)
Работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму.
Развитие речевого дыхания:
- игры на развитие речевого дыхания
- упражнения
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь.
Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
1) формирование навыков правильного речевого дыхания;
2) укрепление мышц лица и грудной клетки;
3) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
4) повышение умственной работоспособности детей;
5) нормализация звукопроизношения.
Развитие силы и высоты голоса включает:
- упражнения для активизации мышц небной занавески,
- развитие тембра голоса, развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса,
- развитие силы голоса,
- развитие диапазона высоты голоса,
- развитие интонационно – выразительной стороны речи.
«Речь с движением»:
- заучивание и рассказывание стихов по лексическим темам
- потешек,
- загадок,
- рифмовок с одновременным выполнением действий.
Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения, помогать ребенку, лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.
