Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности «пластилинография» на тему «Валенки для Деда Мороза по мотивам хохломской росписи».

 

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно – прикладного искусства, развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Учить оформлять заготовку  валенка элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
2. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
3.Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, технологией их изготовления.
4. Закрепить умение создавать декоративную композицию по образцу, способствовать развитию чувства цвета.
5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, самостоятельность.
6.Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным традициям и промыслам .
Методы и приемы:
1. Наглядный (образец готовой работы, иллюстрации с элементами хохломской росписи ).
2. Словесный (художественное слово, рассказ педагога).
3. Практический (самостоятельное выполнение работы).
Материалы и оборудование: шаблон валенка на плотном картоне черного цвета,  набор пластилина (жёлтый, красный, зеленый, белый), образец  готовой работы, стека, клеенка, салфетка.

Ход НОД:
Раздаётся звонок телефона. Воспитатель берет телефона и отвечает:

– Алло? Кто говорит? Дедушка Мороз? Что у Вас случилось?

Воспитатель: Ребята, Дедушка Мороз не может найти свои валенки, искал их и под печкой, и под столом, и под лавкой – нигде нет. Как же теперь ему обходить свои лесные владения? И как же Дедушка Мороз развезет подарки детям? Что вы ему посоветуете? (ответы детей)

Воспитатель: Дед Мороз говорит, что у него есть ещё кроссовки, он будет в них ходить. Можно ли зимой ходить по лесу в кроссовках? (ответы детей)

Воспитатель: Алло, Дедушка Мороз, не переживай. Мы тебе обязательно поможем. Умелые руки наших детей сделают для тебя новые, необыкновенные валенки.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций:

Валенки- простое русское слово. Валенки – исконно русская обувь. Простоваты валенки, но и прочны, надёжны, не подведут в трудную минуту! Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках  не страшны самые сильные  морозы и метели.
Валенки – зимние мягкие сапоги, сделанные из овечьей шерсти: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают – валяют.
А валяли так: обрабатывали шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали её в общую массу- войлок , а затем катали – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера . Из овечьей шести катали валенки разных цветов: чёрные, серые и белые.
Сейчас очень часто мастера украшают валенки различными аппликациями, вышивкой, окрашивают валенки в разные цвета. Посмотрите, какие разные валенки, какие они необычные.

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть.
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан, все в порядке.
Раз – присесть, два – наклониться
Три – снежок лепи, на четыре и на пять
Начинай снежки бросать.

Воспитатель: Ребята, а давайте украсим валенки для Деда Мороза.

Воспитатель: Ребята, взгляните, какой красивый валенок создала я. Вы узнаете, что это за чудесная роспись? (ответы детей)

Если дети затрудняются, то прочитать стихотворение-загадку:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Воспитатель: Ребята, что украшают хохломской росписью? (деревянную посуду)  Какие цвета используются в росписи посуды? (чёрный, красный, жёлтый, зелёный) Назовите элементы хохломской росписи? (Ягодки, листочки, завитки, травинки).
Воспитатель: Валенок я расписала не красками, а при помощи пластилина. Сейчас мы станем хохломскими мастерами, будем украшать валенки. А чтобы наши пальчики лучше работали, сделаем  пальчиковую гимнастику:
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики!
Пополам согните,
В кулачок сожмите!
Раскройте ладошки,
Встряхните немножко!
Чтоб красиво рисовать,
Надо ручкам отдыхать!
Этапы выполнения работы:
1.Берем зеленый пластилин и приступаем к формированию листиков. Раскатываем колбаску. Заостряем с обеих сторон и сплющиваем. Делаем три листочка и располагаем согласно композиции на заготовке валенка.

2.Формируем два одинаковых шарика из красного пластилина. Сплющиваем и заостряем нижнюю часть. Располагаем на заготовке валенка согласно образцу.

3.Приступаем к формированию цветочка. Для этого раскатываем  колбаску из белого пластилина. Делим ее на пять равных частей. Катаем шарики. Располагаем на валенке, формируя цветок. Сплющиваем, вдавливая в поверхность. Оформляем серединку цветков из желтого пластилина.

  1. Отрезаем маленькие кусочки от пластилина желтого цвета , формируем тонкие колбаски-жгутики. Скручиваем жгутики, располагая на поверхности согласно композиции или произвольно.
  2. Из жгутиков зеленого цвета формируем чашелистик, состоящий из трех или пяти травинок и «хвостика».

6.«Оживляем» композицию, нанося прожилки на листиках.

7. При помощи горошинок – бисера в произвольном порядке семена.

Заключительная часть.
Воспитатель: У вас получилось замечательные валенки в стиле Хохломы, выполненные необычным способом. Думаю, что ваши валенки очень понравятся Дедушке Морозу.

 

WordPress theme: Kippis 1.15