Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям в средней группе «Путешествие в прошлое куклы»

Цель: знакомство с историей создания куклы.
Задачи:
1. Познакомить с разновидностями кукол разных времён; дать представление о прошлом, настоящем и будущем.

  1. Показать, как сделать тряпичную куклу «Зайчик на пальчик».

3.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.

4.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.

Оборудование и материалы: куклы в русских народных костюмах, корзинка, куклы: глиняная, тряпичная, соломенная, деревянная.

Ход НОД:
(В центре группы стоит корзинка, в которой находятся разные куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за корзинка? Давайте сядем вокруг нее и рассмотрим, что там внутри. (дети рассаживаются на ковре).
Воспитатель: В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Воспитатель: Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (ответы детей) 
Воспитатель:
Правильно, о кукле. В корзине много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?

Воспитатель: Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой-полено. Куклу – полено наряжали в сарафан или юбку, в цветной платочек. Как вы думаете, интересно было играть куклой – поленом? А почему? (ответы детей)
Воспитатель: Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она неяркая, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, также как и вы любите свои игрушки.

Воспитатель: Спустя много лет человек нашёл природный материал – глину. Поместил глину в ведро, добавил воды и понял, что из неё можно лепить. Так появились глиняные куклы, расписанные яркими, красивыми красками.

Воспитатель: Интересно играть с такой куклой? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь. Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).

Воспитатель: А как вы думаете, какую куклу придумали потом?

Воспитатель: (достает из корзинки соломенную куклу). Соломенную. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает)
Воспитатель: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?(Ответы детей)

(Помочь детям понять, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть)

Воспитатель: Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает)

Воспитатель: Ребята, почему она так называется (потому что сделана из тряпочек). Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?
Воспитатель: В дальнейшем люди придумали делать куклы из другого материала. Так была создана новая кукла, изготовленная из резины, пластмассы. Она была с миловидным лицом, в яркой разнообразной одежде.

(достает из корзины).
Воспитатель: Как вы думаете, что умеют делать современные куклы?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. Куклу можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать… У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

Воспитатель: Ну а теперь давайте поиграем.

Игра на словообразование «Какая кукла»

Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла?

Ребенок отвечает: кукла «глиняная» и бросает мяч обратно.

Кукла из дерева – деревянная,

Кукла из соломы – соломенная,

Кукла из резины – резиновая,
Кукла из пластмассы-пластмассовая,
Кукла из тряпочек-тряпичная
Пальчиковая гимнастика «Куклы замарашки».

Ах, вы куклы замарашки, (Грозят указательным пальчиком)

Где испачкали рубашки? (Разводят руки в стороны, ладони открыты)

И чулочки, и носочки. (Выставляют вперед левую, затем правую ногу)
Как же вам не стыдно, дочки? (Грозят пальчиком)

Снова целый день стирать, (Трут кулачок о кулачок)
Даже некогда играть! (Разжимают, сжимают пальцы)

(Т. Коваль)

Воспитатель: А теперь я вам покажу, как из кусочка ткани, ваты и ниток можно сделать игрушку «Зайчик на пальчик».
Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. (изготовление воспитателем куклы «Зайчик на пальчик»)

Воспитатель: Ребята, что вы узнали нового сегодня? Кому бы вы хотели об этом рассказать?

Воспитатель: Сейчас я раздам игрушки «Зайчик на пальчик», которые я сделала для вас, и мы с ними поиграем.

 

Музей тряпичной куклы в группе №6

WordPress theme: Kippis 1.15