Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности дитя, на формирование всех психических действий. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании остальных психических действий. Связь меж речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфичных особенностях мышления. Владея полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, понижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной аннотации. Частенько встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с речевыми расстройствами отмечаются отличия в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, завышенная раздражительность, злость, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
Особые исследования детей проявили клиническое обилие проявлений общего недоразвития речи.
Общее недоразвитие речи смешивается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Более частенько встречаются:
– гипертензионно-гидроцефалический – проявляется в нарушениях умственной работоспособности, случайной деятельности и поведения детей; в стремительной истощаемости и пресыщаемости хоть каким видом деятельности; в завышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В неких случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.
– церебрастенический синдром – проявляется в виде завышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних вариантах синдром смешивается с проявлениями гипервозбудимости, в остальных – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.
– синдром двигательных расстройств – характеризуется конфигурацией мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.