Проект «Жостовские подносы»

Аввакумова А.Л.

Тип проекта: информационно – творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Срок реализации: 2 недели (краткосрочный).

Проблема: Сейчас в программах по обучению дошкольников все меньше и меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой.

Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Для реализации данного направления был разработан проект «Жостово. Жостовские подносы» для работы с детьми 5-7 лет.

Актуальность: одной их приоритетных задач художественно-эстетического направления в ФГОС ДО считается формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей. Важное значение приобретает приобщение детей к истокам народного творчества. Именно народное творчество наиболее близко и доступно детям для понимания и осознания. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности через разнообразные виды деятельности (музыкальную, конструктивную, художественную и др.).

Гипотеза: старинный мытищинский народный промысел  – Жостовская роспись – способствует духовному росту человека и укрепляет связь поколений.

Цель: Приобщать детей к истокам народно-прикладного искусства. 

Формирование элементарных представлений о видах народного декоративно-прикладного искусства;

Задачи:

  1. Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству.
  2. Познакомить детей с народным промыслом – Жостовская роспись. Формировать знания и умения выделять традиционные особенности росписи: черный или темный фон и яркие цветы на  подносе.
  3. Формировать умения детей лепить  жостовские подносы. Закреплять умение составлять оттенки гармонируя цвета. 
  4. Формировать знания и умения создавать выразительные узоры на подносе.
  5. . Воспитывать чувство формы, цвета, симметрии. Развивать творческие способности у детей в процессе реализации проекта.

Форма проекта: Оформление выставки жостовских подносов, изделий «Жостово», «Народные промыслы».

Ожидаемые результаты:

 При реализации данного проекта у детей познакомятся с искусством Жостово, научатся передавать простейшие элементы узора, классическая подача рисунка жостовской росписи подразумевает наличие фона, который чаще выполнен в черных либо красных цветах. Сегодняшняя продукция Жостово может выполняться и в нежных пастельных оттенках, которых изначально не было. Красный, синий, зеленый, голубой фон – традиции оформления подносов, на таком ярком фоне красиво располагаются цветочные элементы. Дети научатся самостоятельно выбирать цвет, материал. У них повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности, появится желание использовать жостовскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности, появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.

Весь процесс вызовет более тесное сплочение между детьми, воспитателями, педагогами и родителями.

Техническое обеспечение: дидактические  игры, материал для продуктивной деятельности.

Основные принципы реализации:

1.Принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и из Интернета);

2.Принцип «спирали», основанный на возвращении детей к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, опытов, в игровой и творческой деятельности;

3.Принцип интеграции, позволяющий формировать у ребёнка целостное представление о мире;

4.Принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;

5.Принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями.

Реализация проекта:

1 этап: Подготовительный 

Определение уровня знаний детей о Жостовсом подносе. После этого были определены  главные вопросы исследовательской деятельности:

  1. История Жостовской росписи.
  2. Жостовские Живописцы.
  3. Технология Жостовской росписи.

Подбор иллюстрации по теме занятий.

Привлечение детей и родителей к выполнению изделий  по теме проекта.
Подбор познавательной, научной литературы.
Приготовить и покрасить поднос  для творческой деятельности.

2 этап: Практический

1.Организованная деятельность.
НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Изучение свойств соли»
Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

НОД по ознакомлению с окружающим миром природы ««Как добывали соль в старину и сейчас».
Цель: Расширять познавательный потенциал детей, развивать умение сравнивать, делать выводы.

2.Тематические беседы.

Тема 1. «История Жостовской росписи»
Цель: Познакомить детей с разными видами  жостовской росписи.

Тема 2. «Жостовские Живописцы».
Цель: Расширять познавательный потенциал детей.
Тема 3. «Технология росписи подносов».
Цель: Познакомить детей с тем, как расписывают  и для чего  используют подносы.

2. Продуктивная деятельность детей:

Лепка  «Жостовский поднос»

Цель: Знакомить детей с нетрадиционными способами лепки, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.

Декорирование плотных бумажных тарелочек по теме жостово.Цель:Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов, продолжать закреплять умения создавать декоративные композиции)

Лепка из пластилина.

Цель:Формировать умение лепить из пластилина, передавать особенности предметов. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие.

3.Наблюдение «Для чего используют подносы»

5. Игровая деятельность детей
Дидактические игры:
«Собери пазл из  разных картинок – поднос  в стиле «Жостово».

6.Развивающая среда: фотографии, картины о Разных видах жостовских подносов.

8. Участие родителей в реализации проекта:
 Изготовление вместе с детьми украшений на новогоднюю елочку и оформление елочных игрушек в стиле Жостово.
3 этап: Подведение итогов

В ходе информационно – творческой работы дети узнали много нового о Жостовских подносах и  их изготовлении. Вместе с родителями изготовили  елочные игрушки в виде Жостовской росписи, а на занятии изготовили красочный  поднос.  Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. Дети узнали, что подносы расписывают на Жостовской фабрике  и для того чтобы изготовить  один поднос нужно пройти несколько этапов заготовки. Ребята освоили технику пластилинографии и сделали свои подносы для выставки уголка в группе.

Литература:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Искусство, 1988
  2. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет».
  3. Миловский А.Е. Народные промыслы. – М. 1994
  4. Уралова А.Г. Мытищинские мастера. – Мытищи:

     ИП Мелентьева И.В., 2009

  • Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество».
  • Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду (подг. гр.)».
  • Колдина Д. Н. «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий».
  • Использование интернет ресурсов

        http: // www. zhostovo.ru

       Http: // www. ruspromysel/ru

WordPress theme: Kippis 1.15