Рабочая учебная программа дополнительного образования физкультурно- спортивной направленности «Золотая рыбка» для детей (2-7 лет)

Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 1 год Срок действия государственной аккредитации: не предусмотрено Язык, на котором ведется обучение: русский

* Рабочие программы предметов и курсов  не предусмотрены

* Рабочие программы внеурочной деятельности не предусмотрены

* Рабочие программы по учебным практикам не предусмотрены

* При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено

  Пояснительная записка

Занятия плаванием с маленькими детьми становятся в последние годы все более популярными, и дело здесь не в моде. Это прекрасное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания. Опыт также доказывает, ранее обучение плаванию способствует гармоничному развитию ребенка, положительно влияет на все системы организма: развивает дыхание, укрепляет опорно-двигательный аппарат, а также благоприятно действует на центральную нервную систему (крепче становится сон, улучшается аппетит, совершенствуются движения и их координация)

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмичных движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но именно плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

В нашей стране также велико число несчастных случаев на воде. По данным отчетов Минздрава Российской Федерации, за последние пять лет в России тонут в среднем 17 тысяч человек. В целом, число несчастных случаев еще больше: многие оказываются спасенными.

Тонут преимущественно лица трудоспособного возраста (25 – 35 лет) и дети. Каждый пятый погибший на воде – ребенок (В.В.Горбунов, 1990). Среди погибших на воде в 85% случаев – лица мужского пола. Принимая во внимание бесценность человеческой жизни, любая смерть по причине утопления – трагична. Если добавить, что тонут, главным образом, дети и лица трудоспособного возраста, можно утверждать: проблема носит важный государственный характер. Причины гибели на воде – разные, но одна из главных – неумение плавать. По статистике, лица, не умеющие плавать, терпят бедствие на воде 5-6 раз чаще, чем те, кто умеет плавать (С. Имамходжаева,  В.Медняков, 1989).

В специальной литературе отмечается низкий уровень плавательной подготовки населения. Основным путем решения проблемы несчастных случаев на воде – массовое обучение плавать. Отсутствие оборудованных мест занятий, загрязнение окружающей среды, климатические условия большинства регионов России и многие другие причины обуславливают суть и проблемы и не способствуют ее решению (А.Д.Викулов, 2004)

Возможности разных форм организации обучения плаванию в стране, в целом, не велики. Заметной современной тенденцией на мировом рынке и в России является появление большего количества оборудованных плавательных бассейнов – разных форм, размеров, разных конструкций. В последние годы в России количество крупных плавательных бассейнов возросло примерно на 20%. Такие спортивные сооружения в наибольшей степени соответствуют требованиям к оборудованию мест занятий физическими упражнениями.

Плавание – это один из самых массовых и популярных видов спорта, прекрасное оздоровительное средство, средство закаливания, средство отдыха. Великое значение прикладных аспектов плавания (Л.И.Анкина, 1988; В.Н.Мухин, 1988; В.Н.Платонов, С.Л.Фесенко 1990 г, Н.Ж. Булгакова и др. 1996; Т.И.Осокина и др. 1991; Т.Г.Меньшуткина 1999; В.Н.Платонов, 2000).

Значительное число несчастных случаев на воде (в том числе со смертельным исходом), с одной стороны и популярность плавания с другой стороны, обуславливает суть проблемы обучения детей плаванию.

Именно поэтому целью данной программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обучение каждого ребенка осознано заниматься физическими упражнениями, создание основы для разностороннего физического развития.

Целевой раздел.

Федеральный уровень

При разработке данной программы использовались следующие нормативно – правовые документы:

•        Федеральный закон «Об образовании в РФ».

•        •        Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации   от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»)

•        Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.

•        Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательная программа ДО.

Локальные акты

•        Устав МБДОУ №72 «Кораблик».

•        Программа развития МБДОУ № 72«Кораблик»

•        Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №72 «Кораблик».

Национально – региональный компонент.

Дополнительные занятия направлены на реализацию национально – регионального компонента. Задачи по национально-региональному компоненту:

Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.

Дополнительные задачи по обновлению содержания:

Формировать осознанное и бережное отношение детей к себе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, формирование навыков плавания и личной гигиены, изучение правил безопасного поведения на воде, умения владеть своим телом в непривычной среде.

При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Компонент ДОУ (локальный компонент).

Компонент ДОУ (локальный компонент). «Аквааэробика с элементами синхронного плавания» – некоторые темы занятий кружка). При ознакомлении детей со строением тела, функций его органов и систем главное не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Осуществляется через дополнительные занятия (кружок)  (2-я половина дня), направленного на реализацию национально-регионального компонента.

Приоритетные направления программы:

1. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.

2. Укрепление здоровья каждого ребенка с помощью занятий плаванием   и специальных закаливающих мероприятий.

3. Создание положительного психо-эмоционального настроя детей, как составной части общего укрепления здоровья во время занятий плаванием.

Помимо этого решаются задачи по формированию:

– навыков плавания и личной гигиены,

– правил безопасного поведения на воде,

– умения владеть своим телом в непривычной среде.

Данная рабочая программа составлена на основании учебного пособия:

«Обучение плаванию в детском саду» под ред. Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Т.Л. Богиной .

Обновление содержания разделов программы осуществляется на основе следующих программ и методик:

«Обучение плаванию дошкольников и младших школьников» под ред. Т.А. Протченко; Ю.А. Семенова .

«Обучение плаванию в детском саду» под ред. Е.К. Вороновой.

«Научите ребёнка плавать» под ред. Л.Ф.Еремеевой

Маленький дельфин». Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. Под ред. И.А. Большаковой

Содержание учебной программы

Дополнительные занятия (кружок «Золотая рыбка») по плаванию  проводятся во всех возрастных группах 2 раз в неделю. Время проведения:

Вторая группа раннего возраста-12 минут;

Младшая группа -15 минут.

Средняя группа – 20 минут;

Старшая группа – 25 минут;

Подготовительная группа – 30 минут.

Содержание программы включает в себя изучение простейших базовых упражнений  на «Освоение с водой», скольжения, лежания на воде, постановку правильного дыхания в воде, а также изучение техники спортивных способов плавания.

        В программе используется современная эффективная технология одновременная методика обучения всем облегчённым спортивным способам плавания, начиная с простейших. Углублённое обучение спортивным способам плавания: кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс. Проплывание максимально возможных расстояний любым способом. Игры и эстафеты на воде.

Программа рассчитана на пять лет.

Освоение с водой.

Вначале детей обучают делать выдох в воду около бассейна, сдувать маленький кусочек бумаги с ладони. Только после этого переходят к упражнениям в воде. Ребенок, находясь в воде на глубине по пояс, располагает губы на уровне поверхности воды и дует на нее как на горячий чай. Затем опускает губы в воду и дует из воды. Далее погружается в воду ниже уровня глаз и проделывает то же самое. Как усложнение в работе над дыханием детям предлагается дуть на теннисный шарик, продвигая его до противоположного бортика бассейна (для этого можно использовать и кораблик).

После этого детей обучают скольжению по воде. Для этого сначала на суше дети имитируют положение тела в воде: поднимают руки вверх и встают на носки; голову держат между руками, смотрят прямо, подтягиваются так, чтобы быть прямым «как стрела».

     Скольжение в воде проводится следующим образом. Ребенок входит в воду по пояс лицом к берегу, далее присаживается и вытягивает руки вперед. Оттолкнувшись от дна двумя ногами, скользит по воде. Для уменьшения удельного веса тела в воде, а тем самым облегчения скольжения, на первом этапе обучения детям предлагается до отталкивания и скольжения сделать глубокий вдох. При систематических занятиях они быстро осваивают динамическую и статическую подъемную силу воды, начинают чувствовать «опору на воду».

Упражнения на овладение движениями ног также сначала проводились на полу, а затем лежа в воде на мелком месте. В положении лежа в воде (на спине или животе) ребенок опирается руками о дно и двигает ногами вверх-вниз, при этом ступни вспенивают воду. Колени при выполнении этого упражнения не должны сильно сгибаться (такие движения ногами подготавливают ребенка к плаванию кролем).

В дальнейшем разученные движения закрепляются в играх и забавах: детям предлагается ходить в воде, помогая себе гребками правой и левой рукой; либо на мелком месте, лежа в воде, поочередно опираться правой и левой руками и таким образом продвигаться вперед (ноги при этом должны осуществлять движения вверх-вниз).

Работа ногами закрепляется в игре «Фонтан», в которой 3—4 играющих входят в воду на мелкое место и, держась за руки, образуют круг. Затем они опускают руки, садятся на дно, опираясь сзади руками, и вытягивают ноги. По сигналу взрослого все одновременно начинают бить прямыми ногами по воде, поднимая фонтан брызг.

Следующий этап в обучении плаванию связан с овладением способностью правильно двигать ногами при скольжении как на груди, так и на спине. Для этого вначале используется резиновый круг или пенопластовая доска. Круг или доску ребенок держит вытянутыми руками. Энергично отталкиваясь ногами от стенки бассейна или дна, дети скользят в вытянутом положении. Движения ногами вверх-вниз во время первых упражнений начинаются лишь в конце скольжения. Проплываемое расстояние увеличивается на протяжении всего цикла обучения.

По мере освоения навыка скольжения с доской или кругом дети обучаются правильно дышать при плавании: выдыхать в воду, а при вдохе приподнимать голову лишь настолько, чтобы рот оказался над водой.

Для проведения занятий аквааэробикой предъявляются определенные требования к координационным способностям занимающихся, равновесию, ориентированию в пространстве, поэтому к занятиям  переходят только тогда, когда дети имеют уже определенные навыки.

Следует подчеркнуть, что музыкальное сопровождение – существенная сторона красочного выступления детей на воде. Оно повышает выразительность двигательных действий в воде, способствует согласованию движений коллектива. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность.

Для поддержания интереса у детей к занятиям аквааэробикой используются дополнительные элементы. Чтобы в целом занятия выглядели красочно и интересно, применяются чаше всего яркие, крупные дополнительные пособия. На воде смотрятся живыми, неординарными и вызывают положительные эмоции у детей и взрослых. Эти упражнения включались в сценарии праздников на воде; в Дни открытых дверей, проходящие в ДОУ, которые с большим интересом посещают родители.

В МБДОУ №72 «Кораблик» в рамках пропаганды вопросов оздоровления детей и благоприятного влияния занятий плаванием (в т.ч. аквааэробикой) на развитие жизненно важных физических качеств организуется периодический выпуск стенгазеты, где фотоснимки освещают выступления детей.

Вовлеченность детей в жизнь нашего детского сада оказывает у ребят положительное влияние на развитие детского организма, вызывает у детей ощущение радости. Кроме этого, данная нетрадиционная форма работы развивает ритмичность движений у детей, воспитывает уверенность в себе и возможность быть с водой на «ты».

Для некоторых ребят, посещающих дополнительные занятия, необходимо многократное и длительное повторение занятий и упражнений из начального этапа обучения плаванию «Освоение с водой». С такими ребятами ведётся работа индивидуального характера, требующая выдержки, терпения и трудолюбия как со стороны занимающихся, так и со стороны педагога.

Для более полного восприятия раздела «Освоение с водой» ниже представлен текстовой материал, сделан акцент на использование музыкального сопровождения во время занятий плаванием. Кроме этого представлено примерное перспективное годовое планирование (с подробным описанием) для дополнительных занятий по плаванию.

Для удобства восприятия тематические планы представлены в виде текстовых таблиц для всех возрастных групп (в п. 4)

3.2. Техника спортивных способов плавания.

Технику любого спортивного способа принято рассматривать в виде взаимосвязанных элементов (составных частей).

Положение тела. Скольжение

Движение ногами. Согласование с дыханием.

Движение руками. Согласование с дыханием.

Общая координация движений.

Для удобства восприятия этих разделов в Приложении рабочей

программы представлены текстовые материалы, объясняющие суть техники всех спортивных способов плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин.

К программе прилагается тематическое планирование, являющееся авторской разработкой.

WordPress theme: Kippis 1.15