Консультация для воспитателей

Добрый день, уважаемые педагоги. Я вам расскажу о факторах, которые способствую формированию положительного отношения детей к труду.
Слайд №2.
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире…» В.А. Сухомлинский
Слайд №3.

Давайте мы рассмотрим Задачи трудового воспитания в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Слайд №4 Давайте рассмотрим виды детского труда
По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:
– хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;
– труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;
– ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.
Любое познавательное занятие, не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей.
На примере своей группы хочу показать, как происходит формирование положительного отношения к труду через литературное слово.
С младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т.д.), широко используются потёкши, на пример:
Слайд №5
Потешка!
Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Совсем как в нашей ванной. |
Закатаем рукава,
Открываем кран – вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
Слайд №6 Стихи, например, как А.Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
Слайд №7
В среднем возрасте дети становятся по самостоятельней у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни. Дети увлеченно играют в «больницу», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.
Например, стихотворениеАнны Кардашовой «Наш доктор»,
Доктор
На уколы! На уколы!
Собирайся, ребятня!
Вы не бойтесь! Я не больно –
Ведь хороший доктор я.
Поднимите-ка рубашки,
Я послушаю живот.
Ой-ой-ой! Урчит там что-то,
Срочно выпейте компот.
Вот вам градусник по мышку,
Посидите пять минут.
Я натру вас лучшей мазью,
Наложу на руку жгут.
Может, банки вам поставить?
Я умею – верь – не верь.
И давление измерю,
Вы прилягте на постель.
Я вам выпишу рецептик,
Всё купите по нему.
Позабочусь я о детках,
Потому что их люблю.
Так же сказки (К. Чуковский «Айболит».) Наш Марк запомнил эти стихи и вошёл в роль доктора. Дети из этого стихотворения узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают. Также педагог может рассказать о враче детского сада. Провести экскурсию в медицинский кабинет.
Слайд №8
Так же положительное формирование детей к труду происходит через сюжетно- ролевую игру «Повар» с использованием художественного слова.
Повар
А у нас сегодня в группе
Будет нова игра:
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.
Мы халатики надели,
Колпаки на головах.
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах.
Наши кубики – картошка,
А морковка – карандаш.
Даже мячик станет луком –
Будет вкусным супчик наш.
Всё посолим, помешаем,
По тарелкам разольём.
Кукол весело посадим
И накормим перед сном.
Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара!
Но тарелочки помоем,
Ведь закончилась игра.
Слайд №9
На примересказка «Репка», и стихотворения «Садовник» И учатся ухаживать за растениями и цветами.
Вот перед нами сад
цветущий
Растёт, цветёт, благоухает…
А в нём – садовник вездесущий,
Он этим садом управляет.
Слайд №10
Так же в группе с заучиванием стихотворения у детей формируется положительный навык труда, и дети учатся ухаживать за комнатными цветами.
Наталья Нищеева
Катя леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
Цветочки-невелички
Мягкой тряпочкой листочки
Протирала наша дочка,
Пыль дышать мешает,
Поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила
Землю всю в горшочках.
Катя – умница большая,
Маленькая дочка.
Слайд № 11
Дети, наблюдая за работай няни, всегда с большим желанием хотят учувствовать в процессе. Мы разъясняем ребятишкам, что работа дежурных нужна, что товарищи заботятся друг о друге, что дети должны помогать взрослым в их работе. С использованием сюжетно ролевой –игры и стихотворения.
Игра
«Научим Чебурашку накрывать на стол» Учить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.
Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду»
Слайд №12
Потешки
Мы дежурные сегодня.
Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Слайд №13
Через собственный пример Обучаем приемам ручного труда. Учить ремонтировать книги: подклеивать через игру «Добавь словечко!»
Игра «Добавь словечко».
Добавляйте слова в рифму и по смыслу.
Есть у книжицы одежда,
Называется…. (обложка)
Наши книги – не просты,
По порядку в них…(листы)
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и …(картона)
Книга – это мудрый труд,
Дети книги …(берегут)
Чтобы все на свете знать,
Нужно книги нам …(читать)
Слайд №14.
Дети проявляют большую инициативу в Уборке опавших листьев! Трудовое воспитание на свежем воздухе не только формирует у детей трудовые навыки и развивает трудолюбие, но и налаживает дружественные взаимоотношения между детьми.
Дети приобретают знания о материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Василий Мирович
Чтение стихотворения «листопад»
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат
Скоро станет голым сад.
Таким образом, в формировании положительного отношения к труду детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц, стихотворений. Литературные произведения пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде.
Конец: Уважаемые педагоги я приготовила и распечатала ПОДБОРКУ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ТРУДЕ (поговорки, загадки, стихи, пословицы).
Список используемой литературы.
1.”Воспитание дошкольника в труде”. Под ред.
В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974
2.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой,2005
3.Виноградова А. М., Козлова С.А. Учебно-методические материалы «Дошкольное образование», 1987
4. «Собрание русских пословиц и поговорок о труде» Изд-во: “Нестор-История” (2011)




