
Тема: «Роспись кувшина Полхов Майданской росписью».
Цель: познакомить детей с росписью Полхов – Майдана.
Программное содержание:
Образовательные:
– обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами;
– закреплять умение рисовать гуашевыми красками.
Развивающие:
– развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;
– развивать у детей воображение, зрительную память;
Воспитательные:
– воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
– воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе.
Предшествующая работа:
– рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
– чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры:
«Продолжи узор», «Обведи узор» и др.
Словарная работа:
Полхов – Майдан.
Материал:
картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных кувшинов; бумажный силуэт кувшина; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки.
Методические приемы:
чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.
Словарная работа:
народный промысел, мастера-умельцы, декоративное изделие.
Методические приемы:
сюрпризный момент (в гости пришла Матрешка), загадка, наглядный (использование иллюстрации, плаката и мультимедийного изображения). словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей), поощрение, анализ занятия.
Раздаточный материал:
графитные карандаши по количеству детей, акварельные краски по количеству детей, кисти по количеству детей, декоративное изделие, стаканы, салфетки на каждого ребенка. Шаблон для росписи (кувшин).
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с самым молодым народным промыслом нашей Родины Полхов-Майданским.
Возник этот промысел в первой половине 20 века на юге Нижегородской области в селе Полховский Майдан.
В отличие от других мастеров Полхов-Майданские мастера украшали деревянную посуду: бочонок, солонка, самовар – не красками, а выжженными по контуру цветами.
Со временем стали заполнять пространство краской, а потом и от выжигания отказались и заменили его черной линией. Так постепенно складывалась современная технология изготовления Майданских изделий.
Красок применяют не так уж много: зеленый, красный, синий, желтый. Зеленый цвет рядом с красным усиливают яркость друг друга.Так же сияют рядом синий и желтый. И, кажется, будто бы краски светятся из внутри.
К нам в гости из Полхов-Майдана пришла расписная матрешка, которая будет нам помогать украшать посуду Полхов Майданской росписью.
Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение:
Бочонки, копилки,
Матрешки, грибы.
Они не малы,
Да и не велики.
Свистульки, тарелочки
В ярких цветах,
И солнце, и речка,
И домик в кустах.
Свободная роспись:
Шиповник цветет,
И яблочки зреют,
И травка растет.
Рисуют черным
На стеблях цветы,
И яркие краски
Сочны и просты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой росписи это стихотворение? (Ответы детей)
Молодцы. Это Полхов-Майданская роспись. Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана.
Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки, и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.
Давайте рассмотрим изделия Полхов-Майданской росписи.
(Рассматривают и отвечают на вопросы)
– Какие изделия вы видите?
- Что вы чувствуете, когда видите эти изделия?
- Что делает их красивыми?
- Какие элементы больше всего выделяются?
- Для чего нужно это изделие?
- Из чего оно сделано? Из каких материалов?
- Какие цвета присутствуют в росписи?
- Красиво ли сочетание цветов?
- Какие цвета (оттенки) самые главные?
- Какие элементы повторяются в росписи?
- Какие элементы в росписи главные? Почему?
Воспитатель:ребята, я предлагаю вам сегодня стать Полхов-Майданскими мастерами и мастерицами, для этого я произнесу волшебные слова, а вы перед этим закройте глаза (дети выполняют):
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтоб заблестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.
Воспитатель: чтобы узнать, что из посуды мы будем расписывать, отгадайте загадку:
Для молока, сметаны,
Горласт и крепок, статен,
узорами на вид приятен,
Огня, воды и глины сын –
Пузатый глиняный ….( Кувшин)
Дети: кувшин.
Воспитатель: расписывать кувшин следует начинать с изображения общего волнообразного стебля, опоясывающего изделие, затем изобразить крупные листья, и в последнюю очередь, мелкие листочки.
Этапы росписи будут следующие: карандашная разметка, акварельная краска, наводка, которую производят после окраски акварелью, так как водная краска размывает черный контур.
Особое внимание обратите на традиционную цветовую гамму, состоящую из алого, синего и желтого цветов, которые при наложении друг на друга дают звучный красный, зеленый и фиолетовый.
А сейчас, давайте отдохнем. Дружно сделаем разминку
Разогнули бодро спинку
Ручки к солнышку подняли
Пальцы лучиками стали
Легкий ветерок покажем
Ручками теперь помашем
Их мы ниже опускаем
И в ладошки поиграем
Веселее бей в ладошки
Стали мы сильней немножко
Молодцы!
Воспитатель: Отдохнули и приступаем к творчеству.
– Теперь вы все Полхов-Майданские мастера и мастерицы, сегодня мы с вами украсим кувшин листьями и веточками
Работа над понятиями «узор», «ритм».
– Но сначала мы говорили об узоре. (Показывает узор.)
-Что это? (Ответы детей.)
– Верно, узор – это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета.
– А кто помнит, что такое ритм? (Ответы детей.)
– Ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов.
Показ способа действия.
Делю кувшин на две равные части по горизонтали с помощью линии симметрии.
А теперь в каждой из частей нарисую одинаковые элементы – веточки листья с помощью простого карандаша. Будьте внимательны: все элементы надо расположить на одинаковом расстоянии от линии симметрии. Теперь сотру линию симметрии.
Теперь дорисую все элементы кистью так, как делают народные мастера Полхов – Майдана. Проработаю каждый из элементов росписи. У листочков не все буду закрашивать зеленым. Дополняю узор красной каймой и полосами.
Затем для того, чтобы узор был еще более нарядным, надо все элементы обвести черным цветом.
Дети рисуют. Воспитатель напоминает, если потребуется, о приемах рисования, об аккуратности, обращает внимание на плакат с Полхов-Майдановскими узорами.
Индивидуальная работа.
Заключительная часть.
Воспитатель: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.
1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя.
Открываем глаза, теперь вы – дети.
Ребята, мы с вами знаем, что Полхов-майданские игрушки-таратушки мастера везли на ярмарку, да непросто так, а с песнями и пляской
Физминутка
«Поехали – поехали»
Поедем с вами весело! Поехали – поехали
В лес за орехами! (дети встают, маршируют)
Наклонились – собираем!
Потянулись вверх – срываем!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!
Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?
Дети: Полхов – Майданской.
Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов – Майданской росписи?( Да)
Организуется выставка работ детей. Дети рассматривают кувшины, отмечают, аккуратность выполнения, схожесть орнамента с оригиналом.
Полхов-Майдан
Я в музее полх-майдана
Наслаждаюсь красотой.
На Руси красы не мало,
Это знаем мы с тобой.
Но лишь в Полховском Майдане
Мастера смогли понять,
Как же русский наш характер
Им в издельях предать.
В ярких красочных узорах
Щедрость, легкость, доброта.
Каждый их цветочек дорог,
В них России красота!
Воспитатель: Ваше творчество меня и матрешку вдохновило, и я с удовольствием буду оформлять «Галерею рисунков» вашими лучшими работами, удачи в творчестве!
