Аввакумова А.Л.
Тип проекта: информационно – творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Срок реализации: 2 недели (краткосрочный).
Проблема: Сейчас в программах по обучению дошкольников все меньше и меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой.
Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.
Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.
Для реализации данного направления был разработан проект «Жостово. Жостовские подносы» для работы с детьми 5-7 лет.
Актуальность: одной их приоритетных задач художественно-эстетического направления в ФГОС ДО считается формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей. Важное значение приобретает приобщение детей к истокам народного творчества. Именно народное творчество наиболее близко и доступно детям для понимания и осознания. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности через разнообразные виды деятельности (музыкальную, конструктивную, художественную и др.).
Гипотеза: старинный мытищинский народный промысел – Жостовская роспись – способствует духовному росту человека и укрепляет связь поколений.
Цель: Приобщать детей к истокам народно-прикладного искусства.
Формирование элементарных представлений о видах народного декоративно-прикладного искусства;
Задачи:
- Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству.
- Познакомить детей с народным промыслом – Жостовская роспись. Формировать знания и умения выделять традиционные особенности росписи: черный или темный фон и яркие цветы на подносе.
- Формировать умения детей лепить жостовские подносы. Закреплять умение составлять оттенки гармонируя цвета.
- Формировать знания и умения создавать выразительные узоры на подносе.
- . Воспитывать чувство формы, цвета, симметрии. Развивать творческие способности у детей в процессе реализации проекта.
Форма проекта: Оформление выставки жостовских подносов, изделий «Жостово», «Народные промыслы».
Ожидаемые результаты:
При реализации данного проекта у детей познакомятся с искусством Жостово, научатся передавать простейшие элементы узора, классическая подача рисунка жостовской росписи подразумевает наличие фона, который чаще выполнен в черных либо красных цветах. Сегодняшняя продукция Жостово может выполняться и в нежных пастельных оттенках, которых изначально не было. Красный, синий, зеленый, голубой фон – традиции оформления подносов, на таком ярком фоне красиво располагаются цветочные элементы. Дети научатся самостоятельно выбирать цвет, материал. У них повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности, появится желание использовать жостовскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности, появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.
Весь процесс вызовет более тесное сплочение между детьми, воспитателями, педагогами и родителями.
Техническое обеспечение: дидактические игры, материал для продуктивной деятельности.
Основные принципы реализации:
1.Принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и из Интернета);
2.Принцип «спирали», основанный на возвращении детей к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, опытов, в игровой и творческой деятельности;
3.Принцип интеграции, позволяющий формировать у ребёнка целостное представление о мире;
4.Принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;
5.Принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями.
Реализация проекта:
1 этап: Подготовительный
Определение уровня знаний детей о Жостовсом подносе. После этого были определены главные вопросы исследовательской деятельности:
- История Жостовской росписи.
- Жостовские Живописцы.
- Технология Жостовской росписи.
Подбор иллюстрации по теме занятий.
Привлечение детей и
родителей к выполнению изделий по теме
проекта.
Подбор познавательной, научной литературы.
Приготовить и покрасить поднос для
творческой деятельности.
2 этап: Практический
1.Организованная
деятельность.
НОД по познавательно-исследовательской деятельности
«Изучение свойств соли»
Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей
детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
НОД по ознакомлению с окружающим миром природы ««Как добывали соль в
старину и сейчас».
Цель: Расширять познавательный потенциал детей, развивать умение
сравнивать, делать выводы.
2.Тематические беседы.
Тема 1. «История Жостовской росписи»
Цель: Познакомить детей с разными видами
жостовской росписи.
Тема 2. «Жостовские Живописцы».
Цель: Расширять познавательный потенциал детей.
Тема 3. «Технология
росписи подносов».
Цель: Познакомить детей с тем, как расписывают
и для чего используют подносы.
2. Продуктивная деятельность детей:
Лепка «Жостовский поднос»
Цель: Знакомить детей с нетрадиционными способами лепки, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.
Декорирование плотных бумажных тарелочек по теме жостово.Цель:Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов, продолжать закреплять умения создавать декоративные композиции)
Лепка из пластилина.
Цель:Формировать умение лепить из пластилина, передавать особенности предметов. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
3.Наблюдение «Для чего используют подносы»
5. Игровая деятельность
детей
Дидактические игры: «Собери пазл из разных картинок – поднос в стиле «Жостово».
6.Развивающая среда: фотографии, картины о Разных видах жостовских подносов.
8. Участие родителей в реализации проекта:
Изготовление вместе с детьми украшений на
новогоднюю елочку и оформление елочных игрушек в стиле Жостово.
3 этап: Подведение итогов
В ходе информационно – творческой работы дети узнали много нового о Жостовских подносах и их изготовлении. Вместе с родителями изготовили елочные игрушки в виде Жостовской росписи, а на занятии изготовили красочный поднос. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. Дети узнали, что подносы расписывают на Жостовской фабрике и для того чтобы изготовить один поднос нужно пройти несколько этапов заготовки. Ребята освоили технику пластилинографии и сделали свои подносы для выставки уголка в группе.
Литература:
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Искусство, 1988
- Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет».
- Миловский А.Е. Народные промыслы. – М. 1994
- Уралова А.Г. Мытищинские мастера. – Мытищи:
ИП Мелентьева И.В., 2009
- Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество».
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду (подг. гр.)».
- Колдина Д. Н. «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий».
- Использование интернет ресурсов
http: // www. zhostovo.ru
Http: // www. ruspromysel/ru