
“В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”
(А. С. Макаренко)
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, побуждение нравственных чувств, воспитание духовности.
Все это укрепляется в ребенке при реализации комплексного подхода в воспитании. Такой подход – это русская культура, которая, во-первых, предлагает, проверенную веками народную методику воспитания и образования, во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.
В детском саду и в семье необходимо вести работу по нравственно – патриотическому воспитанию: изучать русскую культуру, семейные традиции, быт русского народа, знакомить с русской природой.
Основная цель – развитие интереса у дошкольников, формирование представлений о предках, нравственно – патриотические качества.
Для осуществления этой цели помогут народные сказки, песни и игры, которые взращивают из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин. Народная мудрость учит видеть творчество даже в примитивных работах, в ежедневном труде и быте. Детям доставляют огромную радость народные праздники, на которых они знакомятся с народной музыкой, историей, обычаями, бытом, костюмами и устным народным творчеством.
Патриотическое воспитание необходимо начинать уже в раннем возрасте, так как дети в этом возрасте намного восприимчивей, у них быстрей будет развиваться интеллектуальная сторона, заложенная самой природой. Народная пословица гласит: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле». Поэтому надо начинать работу уже с первых лет жизни малыша.
Детей знакомим с колыбельными песенками, потешками, которые помогают обучать языку, знакомят с окружающим миром.
В семье в воспитании малыша участвуют не только взрослые, но и братья и сестры. Младшие перенимают от старших игровые навыки и правила поведения в семье и в обществе, совместно познают окружающую действительность, приобщаются к традициям семьи.
Нравственно-патриотическое воспитание – это совместное общение родителей и детского сада, попытка реализовывать традиции и семейные ценности.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию:
- любовь к родным местам,
- гордость за свой народ,
- ощущение своей неразрывности с окружающим миром,
- желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Поэтому задачей воспитания является:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду и трудящимся;
- развитие интереса к русским традициям, промыслам,
- интереса к государственной символике.
Патриотические чувства нужно начинать воспитывать с дошкольного возраста. Крылатая фраза говорит: «Всё начинается с детства».
С младенчества ребёнок слышит родную речь, песни, сказки, которые волнуют, увлекают, ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
Слушая сказки, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ.
Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к стране. Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле, от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу. Это всё у ребёнка остаётся родным в памяти на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение вступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение).
Патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. Эта достаточно кропотливая работа, а результаты будут, если вести её планомерно и систематически.
Система работы по патриотическому воспитанию:
Семья. Детский сад. Город Мытищи. Россия и её столица Москва.
Крылатые выражения и пословицы о Родине:
-Любовь к Родине сильнее смерти.
– Человек без Родины – соловей без песни.
-Береги землю родимую, как мать любимую.
-Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
-Дома стены помогают.
-Без корня и полынь не растет.
-Всякая сосна своему бору шумит.
Памятка для родителей.
“Известные люди о воспитании любви к Родине”
“В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”
(А. С. Макаренко)
“Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком”
(В. Белинский)
“Посейте поступок – пожнете привычку,
посейте привычку – пожнете характер,
посейте характер – и вы пожнете судьбу”
(Уильям Теккерей)
“Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине”
(А. И. Герцен)
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности”
(В. А. Сухомлинский).
