Тема: «Дымковская слобода»
Цель: Воспитание интереса к истории своей страны путём знакомства с историей народной игрушки.
Задачи:
- Расширять представления детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;
- Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке;
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
- Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.
- Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи.
Активизировать словарь за счёт слов: промыслы, дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, обжигали.
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Материал: глиняные дымковские игрушки (экспонаты мини-музея народных промыслов нашего ДОУ), иллюстрации дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора, куклы в костюмах с элементами дымковской росписи; гуашь, баночки с водой, ватные палочки, салфетки, шаблоны лошадок для росписи.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание раскрасок. Чтение русских потешек, песенок, загадок.
Воспитатель:
Что я вижу!
Что за диво!
Сколько радости вокруг
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуйте, добрые молодцы! Здравствуйте милые девицы! Рады приветствовать вас в нашем селе – в Дымковской слободе!
Послушайте, ребята, я вам сказку расскажу о том, откуда взялись такие яркие, красивые игрушки.
Воспитатель: Далеко-далеко за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.
Воспитатель напевает:
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое „Дымково” назвали.
Воспитатель: Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки – куклы, свистульки, животных.
Воспитатель напевает и показывает движения:
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые игрушки.
– назовите, кого вы видите (лошадки, свинки, барашки, медведь);
-расскажите, какие цвета использованы игрушках (яркие, разноцветные, удивительные, красочные, красный, жёлтый, синий, чёрный, зелёный, белый, розовый.)
– назовите, какие элементы узора (точки, кружки, клетка, колечки, прямые, волнистые линии).
Воспитатель: Много их наделают за долгую зиму. А
когда приходила весна, мастера выносили свои
игрушки на ярмарку. А по имени этого села и игрушки стали называть
дымковскими.
Вдруг раздается свист и появляется Мастерица с детьми. Дети играют на свистульках.
У Мастерицы в руках игрушки.
Мастерица: Здравствуйте, ребята! Мы к вам приехали из села Дымково. Налепили свистулек, игрушек и едем на ярмарку себя показать, да на других поглядеть. Поглядите, какие дымковские игрушки у нас!
1 Ребенок:
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока.
2 Ребенок:
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа:
Щёчки алые горят
Удивительный наряд.
3 Ребенок:
Козоньки рогатые,
Козоньки богатые,
Ждем вас на дорожке, разомните ножки.
Мастерица: Ребята, на ярмарке все любят играть и танцевать. Дети становятся в круг. Звучит музыка.
Проводится игра «Укрась лошадку». Каждый ребенок подходит к подносу, берет узор на липучке и украшает лошадку.
Мастерица: Молодцы, ребята! Красивые лошадки получились у вас! Ну, а теперь мы с вами будем танцевать с куколками, да не простыми. Сейчас увидите и сразу отгадаете, откуда они. Появляются куклы в дымковских нарядах.
Мастерица: Ребята, посмотрите, какая красивая одежда. Украшена кружочками и полосочками. Правильно, это Ванечка и Манечка из села Дымково к вам приехали.
Кому? Мастерица дает куклу, выходят в круг и танцуют с ней.
Молодцы!
Мастерица: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в мою мастерскую. Хотите стать мастерами?
Мастерица: Дети, сами придумайте узор на игрушке. Но сначала берите поролоновый тычок, чтобы нарисовать большие круги. Цвет выбираем любой. Ватной палочкой рисуем средние кружки – горошинки. Их ставим в середине больших кругов. Чтобы получить самые маленькие кружочки-точки, нужно взять фломастер и украсить вокруг большого кружочка или вокруг горошин.
А сейчас немного отдохнем
Наши пальчики разомнем (физ. пауза пальчиковая)
Рисовали, рисовали,
наши пальчики устали.
А сейчас потрем ладошки
Друг об друга мы немножко.
кулачки разжали -сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А теперь, друзья, за работы вам пора.
(Дети заканчивают узоры)
Ребята, рисуем ватной палочкой маленькие точки на узорах.
Рефлексия:
Воспитатель:Дети, вам понравилось быть мастерами? Какие лошадки у нас получились?! Какие они красивые!